Провести конкурс городские власти были вынуждены, как уже рассказывала "Экономика Поволжья" в номере от 16 октября 2018 года (статья "Напомнили про конкурс"), проиграв в суде спор с управлением ФАС по Саратовской области. Антимонопольное ведомство оспорило договоры на перевозку пассажиров, которые ранее администрация заключила с несколькими транспортными организациями без проведения торгов. Суд подтвердил, что это является нарушением закона. Кстати, 11 апреля эту ситуацию рассмотрел Верховный суд и также поддержал УФАС.
На конкурс по пассажирским перевозкам, который был объявлен комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту администрации Саратова, выставили 88 лотов, в каждый из которых включили один из маршрутов общественного транспорта. После подведения итогов выяснилось, что на 30 лотов поступило только по одной заявке, работать на 13 маршрутах (из них пять сезонных) желающих вообще не оказалось, на остальные претендовало по нескольку перевозчиков.
Проведение конкурса также не обошлось без скандала. В УФАС поступил ряд жалоб от его участников. В частности, саратовский предприниматель Андрей Малышев выяснил, что организация из Пензенской области, которая была его конкурентом и стала одним из лидеров на торгах, выиграв больше всех маршрутов, предоставила о себе недостоверную информацию. Одним из основных критериев для победы по условиям конкурса являлся опыт пассажирских перевозок. В доказательство такого стажа работы пензенцы предоставили договор на пассажирские перевозки по ряду маршрутов, заключенный в 2007 году на пять лет с муниципальными властями Кузнецка. Однако организация скрыла, что этот договор впоследствии был расторгнут по решению арбитражного суда.
Комиссия УФАС согласилась с доводами предпринимателя, признала его жалобу обоснованной и выдала предписание организатору торгов устранить нарушение. В результате по 23 лотам, где первоначально выиграл перевозчик из Кузнецка, победителями были признаны другие организации.
Как объясняет заместитель председателя дорожного комитета, председатель конкурсной комиссии Игорь Гришаев, во время подведения итогов данные о расторжении договора нельзя было проверить: решение суда, на которое сослался предприниматель, почему-то отсутствовало в электронной картотеке арбитражных судов.
По мнению Гелены Алексеевой, представлявшей интересы предпринимателя Малышева, такой поворот в проведении конкурса дал возможность выйти на рынок перевозок небольшим предприятиям, которые ранее вкладывали средства в обновление подвижного состава.
В свою очередь, депутат городской думы Саратова Виктор Марков обращает внимание, что конкурс на перевозку пассажиров проводился без учета прошедших в городе за последние годы изменений: появления новых микрорайонов и перераспределения пассажиропотока. Эти изменения должны быть отражены в новой транспортной схеме, утвердить которую в муниципалитете не могут с прошлого года, поскольку к подрядной организации, выполнявшей проектные работы, возникли претензии.
Как сообщил "РГ" заместитель председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту Сергей Кузнецов, предполагается, что только к концу апреля подрядчик предоставит заказанную ему документацию в полном объеме, после чего транспортная схема будет вынесена для рассмотрения в городскую думу.
Вчера в Саратове должны были подвести итоги конкурса на перевозку пассажиров по последним 13 маршрутам, на которые ранее не оказалось претендентов. .
Между тем
УФАС по Саратовской области в связи с повышением стоимости проезда в общественном транспорте Саратова прошлой осенью с 17 сразу до 23 рублей возбудило дело по признакам нарушения 11 статьи закона "О защите конкуренции". Как считают в ведомстве, поскольку транспортные организации резко и одновременно повысили стоимость проезда, притом что в муниципалитете были установлены нерегулируемые тарифы на пассажирские перевозки, это может свидетельствовать о сговоре между ними.