Стрельба, погони, непередаваемый ростовский говор и южный колорит... Увы, все это режиссер Павел Дроздов нашел в Ярославле, Костроме и Тутаеве. Зато сценарную идею о "перековавшемся" уголовнике придумали донские журналисты Алексей Павловский и экс-сотрудник "РГ" Сергей Кисин.
Тонкость фабулы в том, что первый сыщик донской столицы как раз в свое время сам был известным ростовским вором. "Сценарная идея была представлена на первом питчинге кинофестиваля Bridge of Arts, прошедшем в 2015 году, и продюсер Сергей Багиров за нее сразу ухватился", - рассказал Сергей Кисин.
Идея родилась в работе над книгой "История ростовской преступности с XVIII века". Это был любопытнейший момент. На переломе веков многие воры бросили профессию, полагая, что слом царского строя даст им шанс на нормальную жизнь. Поэтому и Общество бывших уголовных организовали, и на демонстрации в 1917 году ходили. Верили в новую власть, так как после крушения Временного правительства шанса уйти назад, в воровскую жизнь, уже не было: не приняли бы "расстриг".
Тут у каждого своя история, у героя - своя: бывший вор Станислав Невойт (его роль в фильме исполняет Артур Смольянинов) служил в особом отделе Первой конной армии. Когда в 1920-м красные взяли Ростов, начался бардак: погромы, грабежи, убийства. Власти решили наводить порядок и поняли: лучше особистов никто не справится. Тем более особист из местных, а он еще и все ходы-выходы на Богатяновке знал, со многими знаком был.
Исторический материал собирать было трудно - в ГУВД Ростовской области никакой информации о Невойте нет. В Ростове всегда было противостояние бандитов и воров. Они мешали друг другу и враждовали. При анархии и беспределе первую скрипку стали играть бандиты, они ведь не были ограничены никакими законами. "Правильные" воры затихли, но не сдались, а Невойт был как раз из воров и отлавливал бандитов. Герой Охлобыстина же - Котелок - как раз из беспредельщиков...
Реализацию своего замысла авторы идеи считают блестящей. Особенно отмечают, что актерам удалось вжиться в роли. Артур Смольянинов прекрасно вжился в ростовца. Уловил южнороссийский говор, который в Ростове был весьма схож с одесским, но с налетом армянского, польского, немецкого, татарского. При этом он сыграл Козыря - человека прежде всего на переломе собственной жизни из "подворотни" в "комиссары", а это крайне сложно воспринять даже морально. "Уход от прежних нравов к новому порядку, но старыми средствами", - считает Сергей Кисин.
Удостоился своей порции славы и Иван Охлобыстин. Здесь он старается, видно, что ему роль подлеца и негодяя самому очень нравится. Следует заметить, что начало 20-х годов - это время налетчиков нового типа. Не чистых живодеров, упырей и отморозков, а неких артистов своего дела. Беня Крик, Ленька Пантелеев, ростовец Васька Говоров по кличке Котелок - это были совсем иные персонажи. Для которых щегольство (отсюда погремуха Котелок), манерность, позерство, профессионализм играли весьма значительную роль.
Самое громкое преступление в криминальной истории Ростова - ограбление 1-го Общества взаимного кредита на Рождество 1919 года. Там хранили свои средства самые богатые жители города и состоятельные беженцы. Взломщики арендовали соседнее здание, выкопали подземный ход длиной 35 метров и на рождественские каникулы новомодным тогда автогеном проделали лаз в комнате из броневой стали. Похитили золото, бумажные деньги их не интересовали - ими прикуривали сигары. Преступление считается нераскрытым до сих пор.