О том, какие вопросы лесопромышленного комплекса (ЛПК) требуют дополнительного правового урегулирования, "Российской газете" рассказал депутат Законодательного собрания Пермского края Владимир Хозяшев.
Как много внимания уделяется в Прикамье проблемам лесопромышленников?
Владимир Хозяшев: В лесном комплексе региона 1563 хозяйства, 650 из них относятся к малому бизнесу. Лесозаготовительные мощности расположены преимущественно на севере края. Кроме того, у нас четыре крупных целлюлозно-бумажных комбината. Руководители многих лесопромышленных предприятий являются моими коллегами по депутатскому корпусу, и естественно, что отрасль находится под нашим пристальным вниманием.
В Законодательном собрании создана постоянно действующая рабочая группа для правового регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которая занимается также вопросами законотворческого сопровождения развития и нормативно-правового регулирования пермских лесов.
Какую работу в сфере регулирования лесного законодательства ведут депутаты сегодня? Какие инициативы в сфере ЛПК региональный парламент готов вынести на федеральный уровень?
Владимир Хозяшев: За последние два года депутатами Заксобрания принят ряд нормативно-правовых актов в области лесного законодательства. Прежде всего это закон Пермского края N 132-ПК "О порядке использования средств бюджета Пермского края для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Пермского края" (в редакции от 14 декабря 2018 года, ранее принят в 2012 году) и закон N 106-ПК "О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений" (в редакции от 1 октября 2018 года, ранее принят в 2007 году).
Из актуальных можно также отметить проект постановления Законодательного собрания "О создании лесопаркового зеленого пояса в Пермском крае", принятого в ноябре 2018 года. В июне 2017 года региональным административным законодательством установлена ответственность за нарушение требований к работе на территории края пунктов переработки древесины.
В частности, в соответствии с третьей статьей закона N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в каждом пункте переработки древесины в доступном для обозрения месте обязаны вести учет принимаемого сырья и книгу регистрации отгружаемой продукции переработки. В 2007 году был принят краевой закон N 80-ПК "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края".
Благодаря поправкам в краевой закон N 122-ПК "О внесении изменений в статью четвертую закона Пермского края "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края" правительство региона получило право устанавливать порядок рассмотрения заявлений граждан на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Последние изменения в закон приняты в 2018 году и касаются пермяков, достигших 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет - теперь они могут заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд со скидкой 50 процентов. Законом N 95-ПК "О внесении изменений в закон Пермского края "Об охране окружающей среды Пермского края" установлены новые полномочия органов государственной власти региона, позволяющие регулировать деятельность в сфере создания лесопарковых зеленых поясов.
В декабре 2018 года принят проект постановления Законодательного собрания "О создании лесопаркового зеленого пояса в Пермском крае".
В Прикамье принят и действует закон "О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений". Чем этот документ отличается от аналогичных актов? Как региональное законодательство регулирует выделение древесины для нужд населения?
Владимир Хозяшев: Действительно, в октябре прошлого года был принят закон "О внесении изменений в статью четвертую закона "О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений".
Он приводит в соответствие с федеральным законодательством вопрос урегулирования сбора гражданами валежника для собственных нужд. И предусматривает закрепление в краевом законодательстве норм об отнесении валежника к недревесным лесным ресурсам, сбор которых для собственных нужд осуществляется гражданами свободно и бесплатно без заключения каких-либо договоров.
В целом же порядок предоставления древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений регулируется краевым законом N 80-ПК "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края" и постановлением регионального правительства N 229-п "Об установлении порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края".
Статьей девятой закона установлены предельные нормативы заготовки древесины и периодичность ее получения. Так, в соответствии с частью первой статьи девятой пермяки вправе получить деловую древесину для строительства индивидуального жилого дома - до 100 кубометров и надворных построек - до 50 кубометров один раз на семью.
Как обстоят в регионе дела с незаконными рубками?
Владимир Хозяшев: В целях пресечения незаконных рубок с 2018 года в крае реализуется пилотный проект "Умный лес", ставший началом цифровизации всей отрасли. В рамках проекта проводится оперативный дистанционный мониторинг использования лесов с участием лесопользователей.
Как в Пермском крае взаимодействуют бизнес и власти? Какой помощи лесной бизнес ждет от депутатов?
Владимир Хозяшев: Еще несколько лет назад остро стояла проблема доступа к лесным ресурсам, которыми наш край очень богат. Малому и среднему бизнесу "зайти" в эту отрасль было проблематично ввиду отсутствия аукционов, где продавались бы лесные наделы и древесина на корню.
О своих трудностях предприниматели не раз говорили на выездных совещаниях с участием губернатора Максима Решетникова. Его позиция по данному вопросу совпала с позицией многих депутатов Законодательного собрания края, в том числе и с моей: для решения проблемы нужно менять систему распределения участков под долгосрочную аренду, которая всегда была более выгодна крупным лесопромышленникам.
Наша задача заключалась в том, чтобы отстоять интересы малого и среднего бизнеса. Для ее решения был разработан новый механизм лесных аукционов, и он оказался востребованным. Сегодня аукционы позволяют брать участки небольшим компаниям, которые не имеют возможности вести лесохозяйственные работы, - эти функции берет на себя край.
Еще один важный механизм, работающий с 2017 года, - биржевая торговля лесом. Максим Решетников призвал поставщиков древесины активнее пользоваться данным инструментом, который гарантирует сделки с прозрачными ценами и без посредников.
Благодаря работе биржи бизнесу стало проще находить новые рынки сбыта в других регионах страны. В результате активного вовлечения в оборот лесного ресурса в прошлом году в долгосрочную аренду сдано 485 тысяч кубометров леса (в 2016 году - всего 147,6 тысячи), в краткосрочное пользование среднего и малого бизнеса - 610 тысяч кубометров (в 2016 году - 219 тысяч). Как видим, произошел трехкратный рост.
В краевой бюджет поступило более 750 миллионов рублей. В 2017 году эта цифра едва достигала 568 миллионов рублей, а за три года поступления увеличились вдвое.