По итогам первого квартала 2019 года, в медиапространстве преобладали такие страхи, как "взрыв газа в домах", "рост цен" и "гонка вооружений". Однако когда та или иная фобия пропускается через жизненный опыт - у социологов есть "индекс приживаемости фобий" - то оказывается, что люди больше боялись иных вещей - собак, ухудшения экологии.
Страх укуса собакой, при всей нечувствительности к этой теме СМИ, в больших регионах активно обсуждается в соцсетях. Людей беспокоят стаи собак и отстутствие средств в местных бюджетах на их стерилизацию. Экология - качество воды, чистота воздуха и угроза вырубок парков под элитное жилье в СМИ прошли почти незамеченными. А сети "бурлят".
- В КРОС вышли на "серую зону" фобий граждан, - комментирует гендиректор Центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов. - Текущие социологические опросы не настроены на выявление личных тревог, и пресса не может формировать информповестку, опираясь на частную жизнь граждан. Но человек постоянен в тревогах - относительно образа будущего, быта, карьерных возможностей. Наша задача - научиться описывать тревоги, поскольку эмоции определяют наши социальные реакции.
Социологи выявили интересную тенденцию - личные и локальные проблемы не получают широкого освещения в СМИ, но глобальные проблемы их все равно не вытесняют. Так, война-выборы на Украине и гонка вооружений, если их пропустить через личный опыт, являются скорее псевдофобиями. Украина в соцсетях почти не обсуждается. Фобия гонки вооружений тоже живет в медиапространстве и не живет в соцсетях.
- Социальные сети - не только часть жизни, они стали маркером общественного отношения, - считает директор по медиапроектам КРОС Петр Кирьян. - Однако то, что люди пишут о важном для них, не попадает в поле зрения классической социологии. Останавливая внимание на частных фобиях и тревогах людей мы можем увидеть сквозь них контуры надежд и ожиданий.
Так социологи "нащупали" метод анализа, способный относительно объективно оценивать настроения, то есть - снимать тревоги.