Павел Александрович, "Российские железные дороги" разрабатывают проекты строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ). Новые пути могут связать Москву с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Казанью, есть и другие маршруты. Насколько быстрее можно будет добраться в эти города по железной дороге, чем сейчас?
Павел Чистяков: Сейчас поезд из Москвы в Санкт-Петербург идет около 4 часов. Высокоскоростная магистраль меняет график движения: 2 часа 10 минут. Именно в увеличении скоростей и сокращении времени в пути практически в два раза весь смысл модернизации. Также сократится время в пути до Нижнего Новгорода. Сейчас поезд идет 3 часа 48 минут, можно будет добраться до славного города на Волге за два часа.
По времени поездка на "новой скорости" получается вполне сопоставимой с авиаперелетом?
Павел Чистяков: Вполне. Если учитывать время, которое требуется, чтобы добраться до аэропорта, пройти досмотр и другие процедуры. Например, если говорить про Нижний Новгород, время которое тратит пассажир на авиаперелет, это примерно 4 часа в общей сложности. Кстати, деньги, которые человек тратит на такси или аэроэкспресс в аэропорт, тоже нужно учесть.
Есть люди, которым удобно, например, из Шереметьево или Пулково улететь, потому что человек поблизости живет или работает. Но основная масса людей все же добирается в аэропорт из центра и районов Москвы или Санкт-Петербурга, поэтому высокоскоростные магистрали будут очень востребованы.
Какова будет, предположительно, цена такой поездки?
Павел Чистяков: Добраться из Москвы до Нижнего Новгорода в экономклассе можно будет примерно за две тысячи рублей. Это, конечно, дешевле, чем на самолете, где средняя цена около четырех тысяч за перелет.
Сколько же потребуется денег, чтобы построит такую трассу из Москвы, скажем, в Нижний Новгород или Санкт-Петербург?
Павел Чистяков: По направлению Москва - Санкт-Петербург еще нужно дождаться уточненного обоснования инвестиций. А вот на трассу Москва - Нижний Новгород потребуется 621 миллиард рублей.
Заметим, что из этих денег поддержка государства составит только 200 миллиардов рублей. Остальное - это будут возвратные деньги, которые окупятся за счет тарифной выручки. Так что, когда мы говорим про выбор государства, речь идет именно об этих 200 миллиардах рублей. Какое будет соотношение бюджетных и внебюджетных инвестиций по трассе Москва - Санкт-Петербург, нужно считать.
Немаленькие деньги. Скажите, а что будет, если мы откажемся от этих затрат и обойдемся без строительства высокоскоростной магистрали?
Павел Чистяков: Есть реальная угроза законсервировать наше технологическое отставание в железнодорожной сфере. Без ВСМ отрасль в России технологически отстанет, это нужно признать.
Знаете, сейчас основное количество железнодорожных линий, которые строятся в развитых странах - это высокоскоростные линии или линии под тяжеловесное движение. Если не строить высокоскоростные магистрали в новых коридорах, нам нужно будет наращивать провозную способность существующих линий, строить новые главные пути, а в случае с Москвой - СПБ расширять еще "царский ход".
Высокоскоростные магистрали - совершенно новая технология, совершенно другой технологический уровень. Это специализация железнодорожных линий, рост провозной способности существующих путей, повышение производительности труда в РЖД. Возвращение пассажиров с автомобильного транспорта, автобусов, самолетов на железнодорожный транспорт - что лучше для экологии? Если мы сейчас откажемся от возможности построить высокоскоростные магистрали, мы недораскроем потенциал развития регионов России, потому, что ВСМ наилучшим образом расширяет агломерации, интегрирует их друг с другом, формирует в малых городах и сельской местности новые центры развития.
Какие страны уже пошли по пути создания ВСМ?
Павел Чистяков: Сейчас "торопятся" уже не только развитые страны, но и развивающееся. Например, в Марокко ВСМ уже запущена в эксплуатацию, планируют строить высокоскоростные магистрали Малайзия, Вьетнам. Даже США, которые всю жизнь были автомобильной и авиационной державой, строят ВСМ в Калифорнии.
Какой эффект получает государство от вложения денег в эти дорогостоящие проекты?
Павел Чистяков: Прежде всего развитие региональных центров и повышение мобильности населения. Также если, скажем, построим ВСМ от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода, серьезно разгрузим Октябрьскую железную дорогу. Сможем возвращать туда контейнерные поезда, сырьевые грузы, все это сокращает очень сильно транспортные издержки в экономике.
Удастся ли найти частных инвесторов?
Павел Чистяков: Частные инвесторы уже высказывали готовность участвовать в этих проектах. Крупный бизнес тоже готов вкладываться, представители РСПП заявляли об этом. Помимо этого есть банки, которые уже письменно подтверждали, что они готовы инвестировать деньги в проект. Более того, есть даже зарубежные страны готовые стать инвесторами, что вообще является уникальным случаем в существующей политической обстановке. Подчеркну, ВСМ - чуть ли не единственный проект в транспортной инфраструктуре, куда вообще готовы вложиться инвесторы из зарубежных стран. Переговоры, в частности, проходили с немцами, китайцами, это политически выглядит очень выгодно.
Какие центры в России важнее всего связать высокоскоростными магистралями?
Павел Чистяков: Тут, на мой взгляд, должны действовать два принципа. С одной стороны, нужно выстраивать длинные коридоры, которые присоединяют к ключевому центру другие регионы. Я бы начал с трассы Москва - Нижний Новгород, затем - Казань, далее Екатеринбург. Параллельно со строительством ВСМ от Москвы до Нижнего, надо проектировать ВСМ. "Москва - Санкт-Петербург", "Екатеринбург - Челябинск". Это то, что требуется на первом этапе.
Когда в России могут появиться первые высокоскоростные магистрали?
Павел Чистяков: Проект "Москва - Нижний Новгород" уже полностью готов к реализации. Если начать строить трассу уже сейчас, можно ввести ее в эксплуатацию к 2024 году. Этот проект сейчас активно обсуждается. Что касается Санкт-Петербурга, то если сейчас начать проектирование, можно запустить готовую трассу в 2026-27 годах. Также вполне можно построить трассу Екатеринбург - Челябинск в обозримом будущем.