Годовой объем ненаблюдаемой или теневой экономики Киргизии превышает 125 миллиардов сомов. Такие данные со ссылкой на Национальный статистический комитет республики предоставляют официальные источники, указывая, что это практически сопоставимо с уровнем доходов республиканского бюджета.
По подсчетам Нацстаткома, только в 2017 году объем так называемой неформальной экономики в Киргизии достигал 23,6 процента к ВВП. В 2000 году, для сравнения, "тень" составила всего 13,1 процента ВВП.
Экспертное сообщество и иностранные исследователи склонны полагать, что официальная статистика занижает долю неформального сектора. Международный валютный фонд оценивает его объем в 30,2 процента. По другим оценкам, он может достигать половины, а то и 60 процентов от ВВП. Такого мнения, в частности, придерживается бывший министр финансов республики, а ныне парламентарий Акылбек Жапаров.
- Если верить международным финансовым организациям, уровень теневой экономики в стране на сегодня достигает 50 процентов, - заявил он. - Получается, теневой бизнес производит продукцию и услуги на 250 миллиардов сомов, а бюджет от неуплаты налогов теряет 70 миллиардов сомов.
С Жапаровым согласен и Нурадил Раимбеков, возглавлявший ранее общественный совет минэкономики республики. "Официальные макроэкономические показатели зачастую не соответствуют действительности и не отражают реальной картины, - отмечает он. - Не все субъекты хозяйства отчитываются в полной мере, поскольку не хотят платить налоги и социальные платежи. Тем более что соцотчисления, согласно многим исследованиям и опросам, являются серьезным бременем для предпринимателей. Граждане не верят в то, что эти средства используются эффективно".
Разночтения в оценках, возможно, действительно объясняются тем, что официальная статистика в Киргизии не включает в так называемую "тень" финансовые махинации и многие другие уголовно наказуемые действия, связанные с деньгами или другими активами. Госструктуры понимают под неформальным сектором приуменьшение объемов законной экономической деятельности - для уклонения от уплаты налогов, социальных отчислений или соблюдения предписаний по охране труда, выполнения санитарных и других норм. Поэтому к ненаблюдаемому сектору, как правило, относят мелких предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автомобильной или мототехники, перевозками пассажиров и грузов на личном транспорте, пошивом одежды, помолом муки, выпечкой хлебобулочных изделий.
К примеру, на долю мелких торговцев, а также владельцев авторемонтных мастерских, по оценкам официальных источников, приходится самая большая доля ненаблюдаемого сектора. Она оценивается более чем в 16 процентов от ВВП. Поэтому вывод этих предпринимателей "из тени" тоже может послужить хорошим подспорьем для развития страны. В правительстве, в частности, полагают, что ежегодно из-за неформальной экономики государственный бюджет недополучает 40 миллиардов сомов в виде налогов.
Для снижения теневой экономики и улучшения инвестиционного климата необходимо усилить взаимодействие Госслужбы финансовой разведки с другими госорганами, использовать новые технологии и возможности цифровизации. Между правоохранительными структурами должен быть эффективный обмен информацией о ходе расследования по тому или иному факту и его итогах. Следует разработать единую политику по доведению до суда дел, связанных с преступным отмыванием доходов.