Каннский фестиваль открылся под звуки рока

Каннский фестиваль многолик и непредсказуем - от погоды до результатов. Здесь бывали и зной, и холод, и нещадное солнце, и затяжные ливни, способные вмиг обратить Канны в Венецию. Здесь рядом сверкание бриллиантовых дам и бомжи, скромно молящие о подаянии. Здесь смотрят кино в смокинговых залах и на пляже в шортах.
Reuters.

Фестиваль для курортного городка - кормилец. Его население в эти дни увеличивается втрое. Номер в простеньком отеле за 50 евро подскакивает в цене до 300-350 за ночь, для ресторанов наступает пора собирать главный урожай года. Канны любят скандалы и рекорды. За скандалами этот фестиваль не постоит, а первый рекорд уже состоялся: американская актриса Эль Фаннинг оказалась самым юным членом жюри главного конкурса за все времена. Фаннинг 21 год, но она успела сыграть в 57 фильмах и стать продюсером двух телесериалов. В кино она дебютировала в шесть лет, в восемь - впервые навестила Канны в составе команды фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Вавилон", а затем приехала как звезда фильма Николаса Виндинга Рефна "Неоновый демон". Кроме Фаннинг решать судьбы участников главного конкурса будут польский режиссер Павел Павликовский, его коллеги Робен Кампийо из Франции, Йоргос Лантимос из Греции, Келли Райхардт из США и Аличе Рорвахер из Италии, сербский художник Энки Билал, актриса из Гвинеи Маймуна Н`Диай. Президент жюри - титулованный мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту.

Несмотря на протест женских организаций, возмущенных тем, что Ален Делон против однополых браков, фестиваль увенчает его "Золотой пальмой"

Второй рекорд фестиваля - необычный состав звезд на церемонии открытия. Злые языки шутят, что, похоже, это открылся не кино-, а рок-фестиваль. По случаю премьеры фильма Джима Джармуша "Мертвые не умирают" по красной дорожке рядом с Биллом Мюреем, Тильдой Суинтон, Люком Саббатом, Селеной Гомес и Адамом Драйвером прошли музыканты Игги Поп, Том Уэйтс, - они тоже снимались в этой вампирской саге, способной, как шутят, одним только кастингом разбудить мертвых. Музыки в Каннах будет много. Вне конкурса пройдет премьера мюзикла Декстера Флетчера "Рокетмен" -  байопика из жизни Элтона Джона. Специально для нее певец привез на Круазетт свой рояль - предстоит шикарный гала. Продюсер фильма и по совместительству партнер Элтона Джона по жизни обещает, что кино будет предельно честным и открытым.

В программе специальных показов еще один фильм, связанный с музыкальными идолами - "5B" Дэна Краусса. Документальная картина о госпитале в Сан-Франциско, который стал одним из первых посвятивших себя лечению наркоманов и больных СПИДом. Ее патронировал фронтмен группы U2 Боно. Кроме того, в Каннах на самом большом в Европе кинорынке обещают предварительный показ фрагментов из документального фильма о легендарной музыкальной группе Led Zeppelin. Кинолента еще только готовится к выпуску.

Что до скандалов, то первый тоже успел прошуметь. Фестиваль объявил, что собирается вручить почетную "Золотую пальмовую ветвь" 83-летнему Алену Делону в награду за выдающийся вклад в киноискусство. Шеф фестиваля Тьерри Фремо на специально созванной пресс-конференции подтвердил, что это решение остается неизменным, несмотря на яростный протест женских организаций, возмущенных высказываниями Делона о недопустимости однополых браков, против усыновления детей однополыми парами и в поддержку политики крайних правых. Фремо заявил, что фестиваль хочет увенчать актера не Нобелевской премией мира, а "Золотой пальмовой ветвью" за много раз доказанное мастерство, которое не зависит от консервативных точек зрения и политических взглядов. Кроме того, Фремо отметил, что "нельзя судить с позиций сегодняшнего дня слова, сказанные несколько лет назад".

Ну и наконец об ожидаемых попытках разнообразных социальных групп воспользоваться каннским скоплением вселенского гламура, чтобы заявить о себе миру. Я уже писал о "желтых жилетах", от которых здесь ждут подвохов. Но беда пришла, откуда не ждали: в день открытия фестиваля аэропорт Ниццы блокировали, как говорят, водители Uber. То есть фактически парализовали: самолеты прилетали, а выехать из аэропорта никто никуда не мог - весь транспорт отсутствует, автомагистрали перегорожены. Полиция за этим наблюдает, но бездействует. Толпы фестивальных гостей с чемоданами носятся от терминала к терминалу, ищут хоть одно завалящее такси, высматривают, нет ли автобуса, и, отчаявшись, тянутся муравьиной чередой к хайвею, напоминая беженцев со скарбом. Что же касается "желтых жилетов", то, как мне объяснили, они всегда выходят "на сцену" по субботам, так что все еще впереди. "Я понимаю страдания пассажиров, но стачку поддерживаю: здесь, во Франции, иначе ничего не добьешься", - горько сказал водитель-хорват, в конце концов доставивший меня в Канны.

Несмотря ни на что, 72-й Каннский фестиваль открылся. Торжественная церемония транслировалась в 600 кинотеатрах страны. Она была элегантно печальной: Франция прощалась со своей кинолегендой, одной из основательниц "новой волны" Аньес Варда. Ее фигурка у кинокамеры украшала фестивальный постер, а на сцене стояло опустевшее режиссерское кресло с хорошо знакомой синеманам надписью "Аньес В." и звучала "Sans toi” Мишеля Леграна, тоже покинувшего нас в этом году.

А затем состоялась мировая премьера долгожданного фильма Джима Джармуша "Мертвые не умирают", который обманул пылкие ожидания многих любителей хорроров. Но об этом в следующий раз.