Фонд Louis Vuitton привез в Москву коллекцию современного искусства
Сегодня - 19 июня - в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков на Волхонке открылась выставка "Коллекция Foundation Louis Vuitton. Избранное". Экспозицию называют одним из главных культурных событий лета в Москве. Почему ее нужно посетить и на что обязательно обратить внимание, - в нашем обзоре.
Французы привезли в столицу 65 работ - живопись, скульптуры, фотографии, инсталляции. Это показ искусства с 1947 по 2018 годы (в арт-мире данный период принято называть "послевоенным и современным искусством"). В числе мастеров - Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския, Андреас Гурски, Герхард Рихтер, Кристиан Болтански, Пьер Юиг, Альберто Джакометти, Ив Кляйн и другие. Большинство экспонатов выставляются в России впервые.
Структурно выставка делится на четыре направления: линию "созерцательного искусства", экспрессивную линию, поп-вектор и музыкально-звуковую линию. Последняя, к слову, отражает возросший интерес фонда к искусству "новых медиа".
По словам художественного директора фонда Сюзанн Паже, на первом этаже, откуда идет начало эскпозиции, представлена классика ХХ века, на третьем, где завершается показ, зритель увидит искусство, которое создается сейчас. А лестница, по которой гости перемещаются от этажа к этажу, призвана служить символом эволюции. Кстати, над лестницей тоже расположили экспозицию - висящее чучело лошади от Маурицио Каттелана, ставшее "балладой художника Троцкому". Выставка только открыла свои двери для широкой публики, но эта работа уже стала одной из самых обсуждаемых.
Несмотря на абсолютно отличную от парижского "дома" архитектуру здания Галереи, драматургия экспозиции выстроена грамотно. В вестибюле гостей встречают культовая скульптура Альберто Джакометти "Большая женщина II" (первоначально предназначенная для украшения входа в банк на Манхэттене) и синее полотно Ива Кляйна из серии "Антропометрии". Это та самая картина, которую написали своими телами натурщицы, измазанные в синей краске (оттенок специально выведен художником). Если постоять у полотна несколько минут, можно разглядеть очертания женского тела, которое уменьшается на глазах и в итоге превращается в бесформенные синие мазки...
Первый этаж. Здесь отдельный зал с семью скульптурами того же Джакометти - существено меньших по размеру. Тоненькие, как гвозди, или круглые - все они призваны заставить задуматься об изолированности и одиночестве личности в мире. На фоне этой хрупкости бьют в глаза пестрые и яркие, многослойные полотна Герхарда Рихтера и Жан-Мишеля Баския в следующих залах. В абстракциях первого - "Сирень, "Морковь", "Гудрун" - ощущается скрытое присутствие пейзажа. На работы интересно смотреть и с точки зрения техники - использованы и скребки, и кисти, и лопатки, и щетки.
Работы Баския - это африканские мотивы и контрасты, коллажи, обрывки мыслей, крышечки из-под пивных бутылок. Он поднимал в своем творчестве проблемы расизма и стал первым темнокожим художником, добившимся популярности. Именно Баския, за свои недолгие 27 лет жизни, вывел в свет и сделал популярным "подъздное" искусство, граффити и стрит-арт.
Следом идут работы его друга, партнера и соратника Энди Уорхола, но не с популярными во всем мире изображениями Диптих Мэрелин и банки супа. В Москве представлены его автопортреты - от огромного красного на холсте до полароидных снимков.
Музыкально-звуковая линия выставки проявляется в двух аудиовизуальных инсталляциях - Кристиана Болтански и Пьера Юига. Обе они связаны с путешествиями в Южном полушарии. У первого это "Animitas" - инсталляция из 800 звенящих на ветру японских колокольчиков в пустыне. Видеоряд представляет собой цельную, без единой склейки, 12-часовую запись, сделанную в течение одного дня - от рассвета до заката. Зритель заходит в темный зал, садится на скамью и смотрит на экран. Ковер из живых цветов на полу, запах травы, звон, который призван символизировать "музыку звезд и голос парящих душ"… кажется, еще мгновение и можно кожей почувствовать ветер. Юиг, в свою очередь, своеобразно рассказывает о надвигающейся экологической катастрофе. На экране - видео об экспедиции в Антарктиду группы людей в поисках некого острова. Вокруг таящие ледники, суровые северные пейзажи с пингвином-альбиносом. Музыка к изображению была записана с помощью географических координат и усиливает восприятие происходящего. Монотонность картины в какой-то момент резко обрывается. Перед глазами - выступление симфонического оркестра на катке Центрального парка в Нью-Йорке и зрители, чей вид бьет в самую глубину сознания.
Любопытный перформанс ждет посетителей на втором этаже - творение югославской художницы Марины Абрамович "Обновитель астрального баланса", придуманное в 2000 году. Зал заполнен белоснежными шезлонгами, перед каждым на стене висит метроном. Зрителю предлагается 45 минут провести за медитацией в кресле, смотря на двигающуюся стрелку, и зарядиться "космической энергией". Пожалуй, это один из самых скромных перформансов Абрамович. Несколько лет назад ее более смелые "произведения" уже выставлялись в столице - в музее современного искусства "Гараж".
Здесь же работа Бертрана Лавье "Императрица Индии II". Интересно, узнает ли зритель одноименную абстракцию Фрэнка Стеллы 1967 года в виде цветных светодиодных полос?
Отдельного внимания заслуживает картина Зигмара Польке "Ночной колпак I". Та картина, которую увидят в Москве, больше не увидят нигде в мире - это полотно живет своей жизнью. Польке называют "алхимиком от искусства", и при создании данной картины он использовал специальную технику: цвет индиго покрыл сверху спиртовым лаком. Со временем они вступили в химическую реакцию, процесс которой необратим и бесконтролен. Цвет полотна постепенно меняется и словно покрывается "узорчатой" ржавчиной.
Есть на выставке совсем автобиографичные произведения и даже немного эксцентричные - например, ассамбляжи "из все, что было под рукой дома" Изы Генцкен, которые весьма комфортно чувствуют себя в соседстве с фотографиями Вольфганга Тильмаса. Мало кого оставляют равнодушным работы Аннет Мессаже: она использует плюшевые игрушки, марионетки, смешивая историю и гротеск.
Конечно, не обошлось без главного произведения Фонда - его здания в Булонском лесу, которое само по себе представляет отдельный арт-объект. Истории создания Фрэнком Гери музея, накрытого парусами, отдан верхний этаж.
- Наша коллекция - не о том, что у нас современное искусство и что вообще надо разделять современное направление от истории искусства в целом. Не должно складываться впечатление, что современное искусство родилось вчера. На самом деле оно имеет глубокие корни. Об этом и говорят художники, которые представлены здесь, - рассказала журналистам Сюзанн Паже. Она подчеркнула, произведения фонда символичны, многогранны, и каждый может прочитать их по-своему.
Современное искусство в настоящее время переживает настоящий бум. Работы художников на аукционах бьют рекорды за рекордом. Феномен происходящего мало кто берется объяснять. Но факты говорят о востребованности этого направления. Foundation Louis Vuitton и Пушкинский музей предложили россиянам "прочитать учебник современного искусства" и тех направлений, которые способствовали его появлению. Экспозиция будет работать до 29 сентября.