Член жюри Конкурса Чайковского дала советы молодым певцам

На ее записях учились и продолжают учиться новые поколения лирико-колоратурных сопрано, включая Натали Дессей, Анну Нетребко, Юлию Лежневу, Альбину Шагимуратову и многих других. "Королева бельканто", получившая этот титул за свою феноменальную вокальную технику, непревзойденное искусство колоратуры, Эдита Груберова сделала в интервью для "РГ" откровенное признание о том, что нашла для себя новую технику пения, благодаря которой продолжает выступать до сих пор, лишь пятнадцать лет назад. И это при том, что она уже несколько десятилетий имела головокружительную карьеру.
AP

Вы до сих пор ни разу не выступали в нашей стране. Неужели вас не приглашали приехать с концертами в Советский Союз?

Эдита Груберова: Нет, представьте себе, и не знаю почему. Лишь два года назад поступило предложение приехать в Петербург, я согласилась, в моем графике как раз все удачно складывалось. Мои фанаты узнали об этом, запланировали путешествие, купили билеты на самолет, забронировали отели - и по неизвестной причине вдруг все отменилось.

Но вы счастливы, что вашим дебютом здесь стало участие в жюри конкурса Чайковского?

Эдита Груберова: Да, конечно, очень счастлива. Я же всего второй раз попадаю в жюри, поэтому новичок в этом деле. И задаюсь вопросом, кто решил пригласить меня? Может быть, председатель жюри предложила мою кандидатуру?

Знаете, что сама Мария Каллас в 1970 году принимала участие в жюри этого прославленного конкурса?

Эдита Груберова: Вот это да! Тем больше для меня почета и чести оказаться здесь.

С фаворитами уже определились? Приметили на конкурсе певцов, на чьи сольные концерты хотелось бы попасть?

Эдита Груберова: Да, среди мужских голосов такие есть. Но на конкурсе всегда существует большая проблема выбирать самых лучших. Мужчины, на мой взгляд, показали себя намного сильней. Женщины меня очень огорчили: им не хватает техники, а без нее ничего не получится. Проблемы возникали из-за неправильно выбранного репертуара. Те, кто пели Графиню из "Свадьбы Фигаро" Моцарта, если бы спели Сюзанну, выглядели бы намного лучше. Многим Мими стоило бы поменяться ролями с Мюзеттами, и певицы добились бы больших результатов. Могу вспомнить из своего опыта, когда была моложе и участвовала в конкурсах, то непременно стремилась исполнить арию Травиаты. Спустя много лет я поняла, что не должна была тогда вообще петь ее, потому что было рано для моего голоса. Это было сравнимо с тем, как тянуться за веткой винограда, висящей очень высоко. Намного честнее оставаться на своем собственном уровне, лучше быть замечательной Сюзанной и Деспиной.

Зная, как давно вы поете, как верны своему белькантовому репертуару, можно предположить, что вы придерживаетесь именно такого правила: оставаться собой.

Эдита Груберова: Мне никогда не нравилась смена репертуара, например, переход из сопрано в меццо. Если я родилась как Цербинетта в "Ариадне на Наксосе" Штрауса, то не стану Ариадной, если пою Софи в "Кавалере роз" Штрауса, то не буду Маршальшей. Высоту я еще могу поменять, но тембр - нет. В этом кроется решение вопроса.

В прошлом году мне довелось пообщаться с Анной Нетребко, и когда речь зашла о смене репертуара, я вспомнил о вас - о том, что вы всю жизнь были верны Беллини, Доницетти, Моцарта. Анна, пересекавшаяся когда-то с ваши репертуаром, с музыкой Беллини и Доницетти, в скором времени планирует исполнить Турандот в опере Пуччини.

Эдита Груберова: Но Анна Нетребко очень правильно поет, у нее потрясающая техника! Каждый звук сидит на своем месте. Ей лет примерно столько же, сколько моей дочери. Голос у Анны чудесный, и при такой технике она и в 60 лет сможет спеть Турандот. Я восхищаюсь ей. Я свою Норму исполнила в 60. Все мне в один голос тогда говорили "почему так поздно?" А я отвечала, что значит поздно? Все ведь очень индивидуально. Главное хорошо себя чувствовать. Важно, чтобы голос не сорвался, выдержали связки.

Важно петь свой репертуар, не хвататься за чужой. Каждый повар должен знать, как смешать все ингредиенты

Несколько дней назад я наткнулся в Youtube на видеозапись оперы "Лючия ди Ламмермур" Доницетти с вашим участием, сделанную в 2019 году. Своим вокальным долголетием вы и обязаны технике, которую в вас заложил педагог?

Эдита Груберова: Это была моя последняя "Лючия". Я, конечно, не сразу согласилась на этот шаг. Когда мне предложили, я спросила, как же я буду петь эту героиню, она же молодая. Свою первую Лючию я исполнила в 1976 и с тех пор исполняла столько раз, что сбилась со счета. Эту Лючию я смогла исполнить, благодаря новой технике, которую нашла всего лишь в 2005 году! Без этого я просто не смогла бы продолжать.

Вот это откровение! Вы ведь до этого уже были легендой, абсолютной королевой бельканто, техникой которой восхищался весь мир, на ваших исполнениях выучилось и продолжают учиться поколения лирико-колоратурных сопрано.

Эдита Груберова: Я нашла педагога в Мюнхене, которая открыла для меня окончательный секрет моего голоса. С этим опытом я сейчас и пою. Я всегда думала, что у меня лучшая техника в мире. Впрочем, так думает, подозреваю, каждый певец. Но вдруг я почувствовала, что начались мало заметные проблемы, стал теряться фокус. Мой новый педагог сказала мне: "У тебя было хорошо - и пела ты хорошо, и записи отличные. Но все было немножко рядом". Вы, наверно, догадываетесь, как я удивилась: "Как же так? Что значит это "немножко"?". А дело было в нехватке соединения разных частей тела друг с другом, с сознанием. Только недавно я поняла важность соединения верха и низа, участия всего тела в исполнительском процессе. Самое главное, я почувствовала это соединение и по этому принципу пою. Опора должна быть внизу, а не посередине, только тогда можно избегать пронзительных, острых нот. Все пропускают воздушный столб лишь до диафрагмы, не соединяя голос дальше со всем телом. Я и в анкетах конкурса Чайковского большинству участников писала, что у них "нет соединения". Ну, и очень важно петь свой репертуар, не хвататься за чужой. Каждый повар должен знать, как смешать все ингредиенты. Извините за такое сравнение. Но каждый певец должен осознать это. Когда я знаю секрет, я могу свободно выражать разные эмоции - смех, грусть, печаль, радость. Чтобы эти чувства донести до слушателя, мне нужна техника. Голос - слишком чувствительная субстанция, к которой нужно найти ключ.

Вы даете мастер-классы?

Эдита Груберова: Да, даю, но считаю, что мастер-классы не помогают. Мастер-класс не дает техники, учит лишь интерпретировать музыку. В этом году я буду проводить свои встречи с молодыми певицами в Тироле. Я выбрала 30 певиц, правда, среди них нашла лишь одну, голос которой мне очень понравился. В последние годы я живу мечтой открыть чудо-голос. Хотя знаю при этом, что если такой отыщется, то, минуя конкурсы, окажется сразу на большой оперной сцене.

Справка "РГ"

Эдита Груберова - одна из самых известных колоратурных сопрано последних десятилетий XX века. Родилась в Братиславе. Дебютировала в 1968 году в оперном театре Братиславы в партии Розины в "Севильском цирюльнике" Россини. Мировую славу принесла певице партия Царицы ночи в "Волшебной флейте" Моцарта после ее дебюта в 1973 в Метрополитен Опера и в 1977 - на оперном фестивале в Глайндбурне. Среди ее выдающихся партий: Джильда в "Риголетто" Верд, Фьордилиджи в "Так поступают все" Моцарта (записаны в фильмах-операх Жан-Пьера Поннеля), Лючия ди Ламмермур в опере Доницетти, последнее выступление в которой состоялось в феврале этого года в Венгрии. Является каммерзенгерин и почетным членом Венской Государственной оперы, обладательницей почетных наград и званий в музыкальном мире.