Пожалуй, до "Битвы" так танцы в нашем кино не показывали никогда. Они тут как вид спорта, как образ жизни и способ существования, и авторы с первых кадров вводят зрителя в мир соревнований по хип-хопу. Соавтор сценария и режиссер Анар Аббасов в прошлом был профессиональным танцором, а исполнитель главной роли Риналь Мухаметов во время учебы в Казанском театральном училище еще до поступления в школу-студию МХАТ занимался брейк-дансом и жил этой культурой около года. Зритель оказывается сразу же в жаркой схватке. Опасный трюк, успех, победа! Казалось бы, у главного героя Антона по кличке Пуля есть все, о чем можно мечтать, - любимая девушка Кэт, она же партнерша по танцам, команда, работа. Да и выгодное предложение от фаната-олигарха (в этой роли - Игорь Миркурбанов) в кармане, причем тот идет на все его условия. Но есть у Пули и качество, так называемая бедовость, то есть безрассудность. Не потому ли он принимает предложение от проигравшего соперника схлестнутся не под софитами, а устроить баттл на ночном пляже один на один. Одно неловкое движение, и жизнь Пули резко меняется. Черепно-мозговая травма, больница, неподвижность. И самый большой урон: он не может больше слышать - гематома повлияла на слуховые органы.
Приходится переехать снова к родителям, делить пространство с младшей сестрой, чувствовать себя неполноценным и не знать, какое будущее ждет. Девушка? Она продолжает танцевать, у нее на своего бывшего героя просто нет времени. Лидерство в команде взял на себя бывший соперник, и любимая все чаще смотрит в его сторону. Олигарх не готов давать деньги на операцию и лечение - он вкладывается только в дело. Выход один - на самую высокую крышу, но не для того, чтобы спрыгнуть, а чтобы, паря в воображении над городом, тренироваться на закрытой площадке из последних сил и восстанавливаться.
Младшая сестра невольно подсказывает способ общения с людьми: по новым программам мобильного телефона, которые умеют различать человеческую речь. Но приходится также идти к педагогу, чтобы овладеть языком жестов, в школу для слабослышащих детей. И надо же, там находится рыжий мальчишка, для которого танцор Пуля всегда был кумиром. И не он один такой. "Научи нас танцевать!" - напишут герою Риналя Мухаметова дети в первый же день на доске. Антон, конечно же, не воспримет это всерьез. Куда больше его занимает преподавательница Настя, девушка красивая, но с характером. Она может помочь общаться хотя бы с отцом, который считает, что танцы это блажь и нужно найти серьезную работу.
Фильм "Битва" можно сравнить с лентой "Лед", собравшей в российском прокате серьезную сумму (сейчас снимается ее продолжение). В том смысле, что он показывает: из любой ситуации есть выход, нельзя быть сломленным, нужно встать и идти. И прежние потери станут лишь ступеньками на пути к новой победе. "Битву" можно сравнить и с целым рядом мировых фильмов о спортсменах, в частности с американским "Рокки", а потом и "Кридом", где говорится о преодолении, о том, что главная победа над собой. С той лишь разницей, что "Битва" это детское кино, возрастной рейтинг - 6+. То есть вся эта история не просто должна быть понятна детям, она может научить их жить, дать пример.
Герой Мухаметова учится чувствовать, видеть музыку, не слыша ее, ловить ритм без слуха. Кстати, Антон учился в фильме языку жестов - осваивал принципы коммуникации глухого человека с педагогом-сурдологом. Известно, что людям с особенностями развития, в частности глухонемым, это удается порой даже лучше, чем обычным. В фильме показано, как осознание своей особенности и открывшихся в связи с этим возможностей приходит не только к главному герою: он учит этому детей, тех, что не слышат или плохо слышат. Теперь они его команда. Конечно, не все проходит гладко. И педагоги не хотят отклонений от заданного учебного пути: "Зачем вам эти танцы?". И другие не понимают. Но целеустремленность и убежденность приводят к тому, что Пуля снова возвращается на танцпол. И снова не один: есть и девушка, и соратники, но уже другие. Однако выясняется, что и старые друзья его не забыли - уважение и инвестиции олигарха (в этой роли Игорь Миркурбанов) тоже можно вернуть.
Неудивительно, но к этому фильму в качестве партнеров подключилось и крупнейшее телешоу страны "Ты супер!" канала НТВ. Оно - и такой формат единственный в мире - показывает таланты детей, у которых не все просто складывается в жизни: нет родителей, нет возможностей, но есть надежда и способности, и они помогают им пробиться.
За Анаром Аббасовым стоит учитель во всех смыслах: режиссер Алексей Учитель - его мастер и продюсер этого фильма. Стоит вспомнить, сколько Учитель вместе с женой Кирой Саксаганской и их студия "РОК" открыли новых имен - взять, к примеру, того же Юрия Быкова.
Одновременно с выходом в прокат в день рождения Алексея Учителя фильм "Битва" получил главный приз на московском кинофестивале "Будем жить". Жюри во главе с Владимиром Хотиненко признало его лучшим. "Я сегодня узнал историю: великий режиссер Орсон Уэллс, разговаривая с Брижит Бардо, сказал: "Кино - это превосходная штука, чтобы дразнить жизнь", - сказал Хотиненко, когда вручал призы. И то в полной мере относится и к показанному в фильме "Битва": люди могул дразнить жизнь смелыми поступками, и остаются при этом победителями.
1.Когда искали актера на главную роль, думали о том, что возможно стоит найти профессионального танцора. Но в итоге было принято решение искать именно актера, который смог бы осилить драматическую составляющую роли. В один из последних дней кастинга состоялись пробы Риналя Мухаметова, на счету которого за последний год создание сразу нескольких образов героев, столкнувшихся с ограничением собственных возможностей: юноша с ДЦП Саша Ковалев во "Временных трудностях", лишенный колдовством речи Норман в фэнтези "Эбигейл" и, наконец, потерявший слух Антон в танцевальной драме "Битва". "Все эти герои показывают, что жизнь намного шире и интереснее, чем кажется, да и мне всегда нравился термин "не такой, как все", - признался Мухаметов.
2.На роль антагониста главного героя, лидера танцевальной команды "Армия" Самурая, был выбран актер Театра на Малой Бронной Илья Антоненко, известный по телесериалу "Молодая гвардия", фильмам "Психи" и "Легенда о Коловрате". Единственным нюансом было то, что Илья не увлекался современными танцами. "Алексей Ефимович увидел его и сказал, что Илья отлично подходит на роль, а с танцами разобраться это уже наша работа, - отметил Аббасов. - И благодаря дублерам мы сумели создать убедительный образ танцора".
3.Роль девушки Антона, которую в команде называли Кэт, исполнила молодая актриса Анна Исаева. Девушка окончила Московскую государственную академию хореографии и выступала в "Кремлевском балете" и "Русском балете имени Гордеева". Два года назад она дебютировала в кино, снявшись в одной из главных ролей в картине Валерия Тодоровского "Большой".
4.Роль мальчика по кличке Рыжий, лидера детской танцевальной команды, сыграл еще один дебютант - юный танцор из Ленинградской области Артем Карпов. "К моменту съемок я шесть лет занимался брейк-дансом, и весь наш коллектив "Брэйкинг Академия" позвали на кастинг, - вспоминает Артем. - Я даже не сразу поверил, что мне дали такую большую роль". Мухаметов обучал его актерским хитростям. "Во время съемок одной из сцен у меня не получалось заплакать, - вспоминает Карпов. - Риналь подошел и рассказал, как это можно сделать. Нужно было закрыть глаза, пальцами нажать на них, и, когда появятся звездочки, открыть и не моргать. И у меня действительно полились слезы в кадре".
5.В качестве хореографа кинопроекта Аббасов пригласил своего давнего знакомого Евгения Барышева, который выступал на одной сцене с Black Eyed Peas и другими звездами, ставил танцы на популярных телешоу и являлся судьей на престижных российских и зарубежных танцевальных конкурсах.
6.В "Битве" танцоры двигаются в тех стилях, которые заявлены в сюжете, а это хип-хоп, брейкинг, локинг, крамп, паппинг, хаус и другие. В кадре появляются лучшие танцоры страны, среди них: танцевальная vogue-команда House of Bonchinche, участники которой являлись хореографами телешоу "Танцы", снимались в клипах популярных исполнителей, выходили на подиум Moscow Fashion Week, побеждали в европейских и американских баттлах; брейк-данс команда Top9, которая побеждала на чемпионате мира по брейк-дансу, снималась в голливудском фильме "Короли танцпола" и номинировалась за свои театральные постановки на "Золотую маску"; Тимур Камхадхе из команды Predatorz, которая побеждала на чемпионатах Европы и мира по брейк-дансу; Атажан Аллаберенов, входящий в десятку лучших танцоров планеты.
7.Дети, которые не могут слышать, действительно выступают на сцене и успешно. "Наши дети из центра реабилитации в Троицке участвуют в больших конкурсах - и в музыкальных, и в танцевальных, и в спортивных. Таких историй очень много! Кохлеарные импланты позволяют все слышать, но и дети без устройств у нас тоже танцуют. Во время танца где-то в зале находится педагог, который ребятам помогает. Они внимательно следят за действиями наставника, который им подсказывает темп, ритм, движения", - поведала консультант фильма, сурдопедагог, специалист по слухопротезированию Светлана Устюжанина.
"Жизнь Антона разделяется на до и после травмы. Он оказывается перед выбором принятия и непринятия себя таким, каким он стал, и это, как правило, очень тяжело. Раньше он слышал то, что слышат все, а теперь он слышит то, что даровано слышать немногим. И очень нелегко построить мост между этими мирами. Но, мне кажется, благодаря Насте и детям у Антона не погибает любовь к жизни, да и вообще они спасают в нем само понятие "любовь".
"Мой герой не является глухим, он становится оглохшим, а это совершенно другое психологическое состояние. И это другая техника речи: поначалу человек говорит практически без изменений, произнося все буквы, немного меняя интонацию фраз, но со временем, если не вмешивается медицина, начинаются изменения. Поэтому на площадке всегда были люди из этой сферы, с которыми я консультировался, чтобы правдоподобно выглядеть в кадре". "Мой герой Антон был прописан как универсальный танцор, он должен был уметь выражаться во всех стилях, а значит дублеров, как вы понимаете, было много. Безусловно, сложные трюковые вещи исполняли профессионалы, а что касается танцевальных связок, дубль танцевал я, дубль танцевал танцор, и в монтаже где-то буду я, где-то будет дублер. Сравнивать меня и людей, живущих танцем, - очень глупая затея. Одно дело выучить связку, и совсем другое - научиться говорить танцем".
"Дети - это, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений со съемок нашего фильма. Они невероятные! В моей команде были и слабослышащие дети, и работать с ними было одно удовольствие. Мы вместе разучивали танцевальные партии, играли, обменивались хорошим настроением, обсуждали, зачем из дубля в дубль нужно повторять одно и то же, если это уже сняли".