Экс-глава города Дмитрий Овсянников этой весной предложил передать ГУП Севморпорт Минтрансу РФ, чтобы федеральные власти занимались его загрузкой. Говорилось, что из-за санкций ЕС и США грузооборот предприятия упал в десятки раз, иностранные суда заходить перестали, а каботажные перевозки между российским портами оказались нерентабельными.
Тогда же был разработан план выхода из кризиса: снизить управленческие расходы, сократив число начальников и замов, задействовать простаивающие причалы, наладить получение платы с арендаторов.
Но оказалось, что сокращения коснулись не только высшего руководства, но и простых рабочих. Часть уже уволена, другие получили уведомления. До людей дошли слухи, что увольнения коснутся 120 человек, под сокращение попадет весь портофлот в Камышовой бухте, основной перевалочной площадке Севморпорта.
Как рассказал "РГ" начальник отдела кадров предприятия Вадим Калашников, с начала 2019 года действительно были сокращены 49 человек, в их числе и 14 заместителей гендиректора, нанятых предыдущим руководителем порта. Сейчас в штате ГУПа - 670 человек.
Новый директор Валерий Скляров сообщил, что работает без замов. По его словам, в первую очередь сокращают плавсостав буксиров и судов, которые за пять лет не выполнили ни одну грузовую или буксировочную операцию.
- Это было согласовано с предыдущим руководством города. Суда планируют утилизировать или продать, - отметил Скляров. - Отдел кадров предложил переходить на вакантные места в службе безопасности и пассажирском флоте.
Но лишь девять человек перешли работать в пассажирский флот. Уволенные работники говорят, что им предлагали работу не по специальности. К примеру, матросу - стать контролером.
Михаил Развожаев поручил отозвать все уведомления о сокращении, а людям, которые уже уволены, предложить выполнять должностные обязанности согласно их квалификации.
- Никаких решений об оптимизации, сокращении сотрудников под моим руководством не принималось, - сказал врио губернатора. - Никто из сотрудников против своей воли предприятие не покинет. Понятно, что получать зарплату и просто числиться на судне, которое не работает, неправильно. Но мы не можем терять профессиональные кадры. Ими должны быть замещены вакансии в первую очередь.
В профкоме говорят, что почти все буксиры в порту простаивают, если решено отменить увольнения, их придется дотировать.
- Следующее сокращение команды буксира "Чонгар" планировалось на 21 октября, около семи человек, - рассказал "РГ" председатель профкома профсоюза работников водного транспорта РФ Дмитрий Якимчук. - Но, если сказано людей оставить, наверняка из бюджета будут выделены деньги на содержание буксиров. Нужно ежегодное освидетельствование Морского или Речного регистра, Роспортебнадзора, страховка.
Валерий Скляров рассказал "РГ", что к началу 2019 года, когда он пришел в севастопольский порт, долги предприятия превышали 200 миллионов рублей. Счета были арестованы по требованию кредиторов. Сейчас за счет собственных ресурсов эта сумма сократилась до 170 миллионов, а двухмесячная задолженность по зарплате ликвидирована.
Однако предприятию не выжить без субсидий. Недавно правительство Севастополя решило выделить порту 54 миллиона рублей. Директор ГУПа сообщил, что 36 миллионов пойдут на погашение долга по налогам за 2018 год, а оставшиеся деньги - на оборудование пограничного пункта пропуска в порту, частичный ремонт портовых судов и освидетельствование плавсостава.
Последние пункты - больной вопрос. Портовики говорят, что порт перестал компенсировать стоимость медицинских сертификатов и квалификационных документов, а сделать их за свой счет работникам не по карману.
- Нарушается коллективный договор, урезана вся социалка, от индексации зарплаты и возмещения стоимости обучения и медкомиссии до обеспечения питьевой водой и питанием, - говорит моторист-матрос портофлота с 40-летним стажем Александр Золотов. - На минимальные социальные нужды в порту денег не было, а на высокую зарплату руководства были. У предыдущего директора зарплата была более 200 тысяч рублей и полтора десятка заместителей!
По его словам, оклад моториста-матроса первого класса в Севморпорте - 19 тысяч рублей. Чтобы прокормить семью, большинство выполняют полторы-две нормы рабочих часов и берут сверхурочные. Многие подрабатывают на стороне. Из-за этого специалисты расходятся, а новых нанимать негде. У всех работников портофлота Севастополя двойные специальности: капитан-механик, матрос -моторист. Раньше вторую специальность можно было получить, пройдя обучающие курсы на предприятии. А сейчас надо по каждой отдельно учиться в колледже или вузе, что занимает четыре-пять лет. Получив диплом, молодые специалисты не соглашаются на зарплату 19 тысяч, они уходят по контракту на суда дальнего плавания.
Вторая беда - состояние пассажирских катеров, которые на плаву уже более 35 лет. Из 14 катеров советской постройки только семь в строю, остальные разобраны на запчасти. Рейсовые катера в Севастополе полностью загружены, они перевозят до семи миллионов пассажиров в год, а грузопассажирские паромы - около миллиона человек и 80 тысяч единиц автотранспорта.
Власти города уже пятый год говорят о закупке пяти новых катеров. Контракт решено заключать через Государственную транспортную лизинговую компанию. Однако заказчиком, как ни странно, выступит троллейбусное предприятие Севэлектроавтотранс. Как рассказали "РГ" в порту, стоимость одного катера сначала оценивалась в 50 миллионов рублей, а сейчас достигла 460 миллионов! При этом местные судостроители могли бы построить эти катера за гораздо более скромную сумму.
По словам Михаила Развожаева, власти Севастополя подготовят стратегию развития порта, и, если все пойдет по плану, предприятие останется городским.
- Если получится начать несколько проектов с участием порта и предприятие сможет само зарабатывать, а не получать дотации из бюджета, то передача в федеральную собственность не состоится. Ведем об этом переговоры с Минтрансом РФ, - говорит Развожаев. - Городу остаться без своего порта - это абсурд. Есть направления, которые, несмотря на санкции, могут вдохнуть новую жизнь в предприятие.
Директор порта рассчитывает, что уже через год-два Севастополь нарастит перевалку до досанкционного уровня, а в перспективе грузооборот достигнет 12 миллионов тонн в год.
- Крымский мост и железная дорога дают нам сумасшедший старт, - считает Скляров. - К примеру, появится возможность переправлять металл в вагонах, а наш порт заточен на перевалку генеральных грузов. Это позволит работать безубыточно. А в дальнейшем порт может стать транзитным. Санкции нам мешают, но все равно можно работать и находить партнеров. От Севастополя самый короткий путь морем до Босфора, и это существенный фактор.