"Рэмбо: Последняя кровь": крайняя битва американца с мексиканцами

Джон Рэмбо, который сорок лет назад задорно партизанил в лесах, нанося травмы ушлым копам, теперь уже в других лесах помогает копам искать людей в условиях бушующей стихии. Он пустил корни на собственном ранчо, где обитает с какой-то бабулькой и ее внучкой. Ведет хозяйство, объезжает лошадок, а свободное время проводит в собственноручно выкопанных тоннелях, где на стенах развешаны ружья и разносятся из музыкального центра (это такой древний аппарат наподобие патефона) вопли Джима Моррисона.

Буколическая идиллия нарушается, когда бабулькина внучка, которая Джону как дочь, решает смотаться в Мексику поискать отца, бросившего ее с ныне покойной матерью давным-давно. Вопреки уговорам и мольбам - известно ведь, что в Мексике сплошь и рядом акулы, гориллы, злые крокодилы. То есть крайне опасно. Естественно, поиски отца приводят девушку только к большим неприятностям в лице братьев Мартинес, видных деятелей индустрии торговли людьми и проституции. Прознав о том, Джон Рэмбо стремглав бросается на выручку.

Впрочем, "стремглав бросается" - это все-таки преувеличение. Сильвестр Сталлоне не в том возрасте, чтобы куда-то бросаться, тем более - стремглав. Он, конечно, еще мускулист и бодр, вернее, бодрится, но годы свое уже взяли и обратно не отдадут. Поэтому его непрекращающиеся поползновения откопать и вновь оседлать то одного, то другого ранее торжественно погребенного коня понятны и простительны. Сталлоне за свою долгую карьеру многое успел попробовать, даже у Вуди Аллена как-то раз мелькнул, но сейчас из не обесцененных окончательно активов у него остались только Рокки и Рэмбо. В иных ролях, будем честны, он мало кому интересен.

Пятый "Рэмбо" носит подзаголовок как будто ультимативный - "Последняя кровь": все, мол, провожаем ветерана на заслуженную пенсию. Однако Слай тут же в одном из интервью невзначай оговаривается, что если дело выгорит, если фильм хорошенько окупится, то еще, наверное, повоюем. Может, и выгорит. Хотя вряд ли. И лучше бы не окупился, право слово. Поскольку в целом что старик Рэмбо, что новый фильм про него вид имеют жалкий. Так и хочется Сильвестру Гардензиевичу заварить ромашкового чая и бережно усадить в кресло перед телевизором. Ну куда тебе, Сильвестр Гардензиевич, еще воевать? Сиди дома, ходи по грибы, дыши свежим воздухом, ложись пораньше баиньки. Газетку принести?

Будет ли последний Рэмбо действительно последним - самый волнующий вопрос нового фильма

Притом "Рэмбо" во многих отношениях до сих пор себе не изменяет. Он все так же брутален и бескомпромиссно жесток. Бывший гроза вьетконговцев, коррумпированных полицейских, снова вьетконговцев, злых русских и бирманских боевиков на сей раз противостоит мексиканским бандитам. Но он больше не в состоянии кого-либо спасти, в том числе самого себя. Его продолжают мучить воспоминания об ужасах Вьетнама и павших братьях, он глотает таблетки горстями, и рассудок явно дает сбои, иначе не объяснить глупейшие поступки, которых тот Джон Рэмбо, какого мы помним и любим, никогда бы не совершил. Короче, если вы ждали мощного парада ультранасилия в духе прошлых частей или "Заложницы", с которой сюжет "Последней крови" изрядно перекликается, или хотя бы рефлексивного вестерна в духе "Непрощенного" и "Логана", на что намекал первый трейлер, то увы.

Нынешний Джон Рэмбо трагически уязвим. Трагически - потому что до определенного момента этого не осознает, а когда осознает, становится поздно. Некого защищать и бессмысленно защищаться, остается лишь мстить. Причем мстить он будет методом, альтернативным трамповскому и более радикальным, - на собственном опыте удостоверившись в тщетности попыток отгородиться от нежелательных элементов из Мексики, Рэмбо как бы символично ломает разделяющий государства хлипкий забор и заманивает гадов на свою территорию, чтобы методично и безжалостно их истребить.

Как упоминалось в начале, Рэмбо оборудовал под личным участком систему тоннелей. На кой черт ему это понадобилось, неизвестно. Хотя, не исключено, вещь полезная. Какой взрослый мужчина откажется от собственной системы подземных тоннелей, в конце концов? Ну а зачем это фильму, гадать вообще не нужно. Вам показывают, что вот есть крутые подземные катакомбы, где можно лихо прятаться и выпрыгивать из-за угла - и вы уже в предвкушении, когда их задействуют по назначению.

И наконец-то: после первых двух третей фильма, откровенно заунывных и невзрачных с редкими проблесками, заключительная глава - отрада и воздаяние для нас и для Рэмбо. И одновременно - смертельный хоррор-квест для супостатов под чарующие звуки песни Five to One, являющий собой пулеметную очередь эффектных изощренных расправ. Тут наш Рэмбо на глазах молодеет, расправляет плечи, натягивает и со звоном отпускает тугую тетиву, рубит, рвет и мечет. Ради этих интенсивно ласкающих органы чувств, до мурашек пробирающих финальных аккордов стоит потерпеть усталую неторопливость предшествующих долгих минут. И слезу пустить не грех: все ж немаловероятно, что "Последняя кровь" - действительно последняя. Как-то мы теперь без нашего Джона?

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

3.5