У нас мало снимают детское и подростковое кино, почти не пытаются говорить с поколением "миллениалов" на их языке, забывая о том, как это важно. В сериале #Dетки - это главное, на что он заточен. Сегодня состоялась его московская премьера в кинотеатре "Пионер", где режиссер Вазген Каграманян, представляя фильм, сказал так: "Мы хотели поговорить с молодежью, сказать, что готовы к общению". И вот, уже 1 октября первая серия интернет-сериала #Dетки выходит в крупнейшем онлайн-кинотеатре Okko, вслед за ней - остальные (10 серий по 26 минут каждая), а ровно через неделю многосерийный фильм появится в социальной сети "ВКонтакте". Так что пройти мимо него и подросткам, и их родителям, будет сложно. То, что они увидят, не оставит их равнодушными.
История о школьниках старших классов - главные герои Кира и Дима, которые проводят все время в интернете. В Сети, по их разумению, можно все. Даже быть откровенными с чужими людьми - ведь никто ничего не узнает. Интернет и его обитатели понимают лучше, чем близкие, а на самом деле такие далекие - родители, старшие братья и сестры...
Старшая сестра Димы (подростка играет Глеб Калюжный) - психолог-блогер. В роли этой 28-летней девушки по имени Лина - Катерина Шпица. Ее героиня раздает советы людям. Например, пытается научить мать общаться с сыном, который все время зависает в гаджетах. Но при этом Лина не видит, что творится у нее под носом. Не может наладить отношения с собственной матерью. И не знает, что ее самый близкий человек и друг - родной брат - в беде. Попал под влияние странных людей из интернета.
Девочке Кире - 16 лет. И она влюблена в Диму. Именно она может понять его проблемы, но ее ранит его поведение. Дима с ней груб, отталкивает, хамит. Кире непросто: отец-инвалид, она вынуждена подрабатывать в Сети, потому что в компьютерном мире чувствует себя как рыба в воде. Технологии - это то, что она умеет. Кира продаёт в Даркнете услуги из серии "вскрыть Сеть", "взломать почту" и другие. Основная клиентура - её же ровесники.
Краски начинают сгущаться, когда в блог к психологу прорывается со своими звонками непонятный персонаж, изменивший голос. Он ставит под сомнение ее профессионализм и говорит загадками. В то же время Кире поступает заказ - взломать аккаунт Димы. Эти две девушки познакомятся при довольно странных обстоятельствах. Однако уже будет поздно - Дима совершит роковой поступок.
Авторы сериала #Dетки говорят о том, что они не показывают интернет-страшилки, а всего лишь фиксируют болевые точки реальности. Каждая серия - история одной из жертв тех людей, которые манипулируют нашими детьми в Сети. К тому же эти "специалисты" осознанно используют личную ситуацию очередного объекта и практически универсальную зависимость "деток" от Всемирной паутины, чтобы довести подростка до грани срыва. И подтолкнуть к трагедии. Авторы намеренно показывают реальные и узнаваемые проблемы тинейджеров. Насилие в семье, сложности с пониманием себя, давление со стороны родителей относительно выбора будущего, буллинг, несчастная любовь...
Такой сериал, как #Dетки, вряд ли мог бы появиться на федеральных каналах. Он представляет собой новую форму и производства, и продвижения контента. Совсем скоро будет понятно, как примет его целевая аудитория - и дети, и их родители. Но поскольку об этом с ними с экранов практически не разговаривают, да еще и так откровенно, и с помощью новых технологий, можно предположить, что интерес будет. И за этим интернет-сериалом потянутся и другие, с помощью которых можно будет наладить диалог поколений друг с другом.
"#Dетки - это первый отечественный сериал о новом поколении и о выстраивании диалога с нашими детьми. Он рассказывает о том, как важно видеть личность в подростках, о честности перед ними и перед самими собой. Очень непросто замечать и признавать свои ошибки и открыто говорить с нашими детьми, но очень важно это делать, поскольку тинейджеры принимают только искренность. Обо всех этих трудных моментах и рассказывает сериал, и именно поэтому он так важен для современной России", - говорит Софья Квашилава, директор по контенту Rambler Group, генеральный продюсер Okko Entertainment.
В сериале "#Dетки" к роли психолога Лины вы подошли очень ответственно. Кажется, что на самом деле такие психологи-блогеры не настолько глубоки, как тот образ, который вы создали.
Катерина Шпица: Моя жесткая позиция была такая: если я начну создавать образ циничного, эгоистичного, фальшивого человека, который никак не может быть симпатичен зрителю, ему просто-напросто нечему будет сопереживать в линии персонажа. На отрицательном обаянии 10 серий не вытянешь.
Вышло бы, что героиня "фальшивый" психолог, а "маньяк", который решил ее проучить, - настоящий? Правильно?
Катерина Шпица: Да, получился бы такой перевертыш. Но мне хотелось этого избежать. Для меня было важно показать трагедию человека, который в нашем поверхностном мире, характеризующемся легкомысленным медиапространством, пытается проживать всем сердцем свое дело жизни, помогать людям, болея за это всей душой. Но при этом он не застрахован от того, чтобы быть "сапожником без сапог". У моей героини проблемы в семье: рано умер отец, сложные отношения с матерью. Да и вообще она - волк-одиночка. Вполне возможно, она именно поэтому и стала психологом. Как мне говорит мой психоаналитик, а я очень давно прохожу психоанализ, многие выбирают эту профессию делом своей жизни, потому что у них у самих были проблемы, с которыми они хотели разобраться, и потом, проработав свои эмоциональные травмы и комплексы, они хотят передать свой позитивный опыт другим. Мне было интересно сыграть героиню, которая действительно настроена помогать людям. Она была уверена в своих силах. И тут такой удар "под дых": получилось, что она не заметила всего, что происходит в душе у ее брата, и просто его упустила. И ее жизнь, весь мир, который она выстраивала, начинают рассыпаться на глазах.
А в Лине есть что-то от вашего психоаналитика? Вы какие-то его черты вносили в эту роль?
Катерина Шпица: Нет. Я не списывала образ с конкретного человека. Но теоретическая база психологии и психотерапии, знания, которые передал мне мой специалист, очень помогли!
Вы сказали "легкомысленное медиапространство". А какую роль, по-вашему, сегодня играет медиапространство? Насколько, например, актер должен быть в нем, в частности в социальных сетях?
Катерина Шпица: Когда я только начинала карьеру - в 2005-2006 годах, слово "медийность" очень часто соскальзывало с уст агентов и продюсеров в том плане, что нас, артистов, делили на медийных и немедийных. А слово "талант" звучало редко, в соотношении девять к одному. Из десяти раз девять раз ты услышишь слово "медийный" и один раз - "талантливый". Однако медийность, конечно, никогда не станет синонимом талантливости. Медийный человек может пользоваться другими инструментами, чтобы себя продвинуть, а актерские данные при этом могут быть средними, или он, например, может быть артистом одной, но мегаудачной роли. И можно понять, почему многие серьезные режиссеры так пренебрежительно относились к актерам из успешного коммерческого кино. Побочный эффект медиапопулярности. Но у меня есть ощущение, что сейчас все ближе соприкасаются понятия медийности и таланта. В моем идеальном мире медийность - это заслуженная успешность.
Быть медийным - это утомительно?
Катерина Шпица: В последнее время я заметила, что очень устаю от телефона. Но не от телефонных звонков и сообщений. Всегда рада, когда мне звонит агент, потому что любой ее звонок связан с любимой работой и у нас очень давние крепкие, теплые отношения. Радуюсь разговорам со своими близкими. Но очень устаю от прямо-таки "звенящей" раздражающей энергии, которую я ощущаю порой от лент социальных сетей. Многое расстраивает: аккаунты-миллионники у людей, которые по большому счету за пределами страницы из себя не представляют ничего, "лжеличности", мелковатые кумиры молодежи, много внимания к внешности, излишняя сексуализация всего и вся, манифесты эры потребления, потоки зависти и глупости в комментариях . Но есть и много хорошего! В конце концов важнее всего, какой фильтр в сознании у тебя самого. Я подписана среди прочего на людей, которые меня очень вдохновляют своим талантом и глубиной, которые дают много полезной информации. И не быть в социальных сетях я не могу, да и не хочу от этого отказываться. Например, "Инстаграм" для меня это не только дневник моей жизни, но и афиша моего творчества, и бизнес-инструмент - возможность монетизировать ту самую медийность. Да, я веду рекламное сотрудничество, как и многие мои коллеги. Но хочу заметить, что у меня есть очень важный принцип, и он главный: я рассказываю только о том, что сама пробовала, в качестве чего убедилась на собственном опыте, и то, что я рекламирую, входит в круг моих личных интересов. Мне важно быть честной со своей аудиторией. (У Катерины Шпицы - 686 тысяч подписчиков в "Инстаграме". - Прим. авт.)
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"