Новороссийский морской университет удостоен звания "Лидер отрасли"

В Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в конце сентября состоялось традиционное ежегодное посвящение в курсанты. И если осенью 1975 года торжественную клятву давали 250 курсантов первого набора Новороссийского высшего инженерного морского училища, то 44 года спустя ее произнесли более 1700 новобранцев.
Олег Сергеев

Капитаны будущего

Подобные впечатляющие сравнения можно продолжить. Например, сегодня курсанты ГМУ могут обучаться не по трем специальностям, как когда-то, а по тридцати. Но гораздо важнее качественные изменения, которые произошли здесь за последнее время. Ушаковцы, постигавшие морские и прочие науки в последней четверти прошлого века, и представить себе не могли условия, в каких ныне учатся курсанты. А еще - какие они осваивают предметы, технику и технологии, стремясь идти в ногу со временем.

Для них, сегодняшних, уже стали реальностью электронная навигация и автономные суда, причем всем этим премудростям ребят обучают на суперсовременных тренажерах, моделирующих реальные условия плавания. Опытные преподаватели и командиры умеют и любую сложную задачу объяснить, и воспитать из вчерашних школьников всесторонне развитых личностей с крепким морским характером.

Поздравляя ушаковцев на торжественной церемонии посвящения в курсанты, ректор ГМУ доктор технических наук, профессор, депутат городской Думы Сергей Кондратьев отметил, что ребята и девушки после обучения будущей профессии станут капитанами, старшими механиками, возглавят судоходные компании, морские порты, банки, ведущие предприятия отрасли. "Я уверен, в этом строю стоят будущие Герои России, заслуженные деятели науки, выдающиеся ученые. И вуз, безусловно, еще будет вами гордиться", - такими словами завершил свое выступление руководитель вуза.

Обратившийся со словами напутствия к курсантам командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Виктор Кочемазов подчеркнул, что легендарная Малая земля, на которой расположена "Ушаковка", пропитана кровью моряков, овеяна их славой, значит, нужно быть достойными нашей истории.

И это очень важный момент: между ушаковцами прошлого и нынешнего веков есть и немало общего. Вчерашним и сегодняшним воспитанникам вуза характерны верность курсантскому братству, профессии и флагу, строгое соблюдение традиций.

Неподвластно веяниям времени и стремление курсантов стать достойными продолжателями семейных морских династий. Например, Павел Сичкаренко, курсант судомеханического факультета ГМУ, с нетерпением ждет начала первой практики: его отец, старший механик, много рассказывал о своей работе, поэтому Павел уверен: когда такой надежный советчик рядом, ему все по плечу.

Уверенность в своем будущем - это тоже "фирменная" черта ушаковцев. Говоря о перспективах, никто из них не сомневается, что получит отличную специальность, потом найдет интересную работу, которая даст возможность состояться в жизни. На чем же основано это убеждение? Помимо прочего, еще на одном важном факте: через несколько лет вручать сегодняшним первокурсникам дипломы об окончании вуза и приглашать их на работу будут... выпускники "Ушаковки"!

Да-да, руководители крупнейших морских предприятий, администраций, судоходных компаний, капитаны портов в большинстве своем окончили ГМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Как, кстати, и ректор Сергей Кондратьев, который прошел путь от курсанта судоводительского факультета НВИМУ до профессора и вот уже 20 лет руководит вузом, из года в год получающим звание "Лидер отрасли".

Кредо - быть первым

Об этих и других любопытных фактах из жизни морского университета Сергей Иванович рассказал журналистам после торжественного мероприятия. Глава "Ушаковки", как и ее питомцы, не сомневается в отличных перспективах морского вуза. Для этого имеются веские основания.

Например, Федеральное агентство морского и речного транспорта объявляет ГМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в течение шести лет победителем в конкурсе "Лидер отрасли" среди морских и речных учебных заведений России. По результатам мониторинга эффективности вузов страны, проводимых министерством образования и науки, новороссийский университет регулярно признается эффективным по всем оцениваемым показателям деятельности. Все это дает возможность проводить подготовку специалистов транспортного комплекса страны и мира в полном соответствии с международными и национальными требованиями. Государственные дипломы и сертификаты вуза признаются Международной морской организацией - ИМО (англ. International Maritime Organization, IMO) и всеми государствами.

Отвечая на вопрос о продвижении проекта непрерывного многоуровневого образования "Большой университет", к реализации которого здесь приступили четыре года назад, ректор сделал акцент на его важности для сегодняшних подростков, оставивших школу после девятого класса. Им предоставили возможность получения не только среднего специального образования, но и высшего, причем даже на год раньше сверстников. Обучаться на всех специальностях могут и юноши, и девушки.

Сергей Кондратьев рассказал также о проекте "Технополис", целью которого является обучение самым востребованным сегодня в мире рабочим профессиям на самой современной образовательной, технической и технологической основе. Для этого планируется возвести новые корпуса и установить в них новейшее оборудование.

Сегодня курсанты университета могут обучаться не по трем специальностям, как когда-то, а по тридцати

В морском университете вскоре произойдет и еще одно важное событие - готовится сдача в эксплуатацию нового учебного корпуса. Это будет настоящий "умный дом": из 770 миллионов рублей, выделенных на строительство, 200 было потрачено на закупку современнейшего тренажерного оборудования, а 20 миллионов - компьютерного.

Ректор особо отметил, что ни преподавателям, ни студентам в новом корпусе личные ноутбуки на занятиях не понадобятся: любой свободный компьютер можно будет активировать, приложив свою личную карточку, и войти в серверную среду пользователя, с которой он привык работать.

В ногу с наукой

Привел Сергей Кондратьев и несколько примеров внедрения научных разработок университета. Темы - масштабные, широта охвата - на мировом уровне.

Вот корреспондентская группа по электронным дипломам, созданная в ИМО именно благодаря усилиям ректора ГМУ. После ее внедрения подделка дипломов по морским профессиям сведется к минимуму в мировом масштабе, поскольку информация об учащихся в десятках стран - членов ИМО будет поступать в единую электронную базу данных и работодатель сможет получать точные сведения о нанимаемом работнике.

Или взять Керченский мост, Понятно, что это грандиозное сооружение окажет влияние на окружающую гидрологию. А разработанные в университете автоматические буи (технику установили в районе объекта) как раз передают оперативную гидрологическую информацию, и на основе анализа таких данных обеспечивается безопасность движения судов в Керченском проливе.

Также успешно внедрена технология, изобретенная ушаковцами и позволяющая судоводителям с помощью обычного электронного планшета ориентироваться в высоких широтах, где нередко пасуют корабельные радары и даже спутниковые системы навигации. Эта разработка особенно важна при работе в Арктике.

Немалые средства университету приносят контракты, заключаемые с министерством обороны РФ. В частности, ученые вуза в дополнение к разработанным прежде особым двигателям для подводных аппаратов создали математические модели таких аппаратов и тренажеры по управлению ими.

Парад идей

В ГМУ пройдет фестиваль молодых изобретателей. Свои разработки в морском госуниверситете имени адмирала Ушакова представят студенты и школьники. Главная идея мероприятия - не только продемонстрировать изобретение, но и доказать возможность его внедрения в какую-либо сферу жизни. На фестивале ведущие инженеры отраслевых предприятий Новороссийска проведут с ребятами мастер-классы. Авторы лучших проектов станут участниками городского конкурса.

Кстати

Сегодняшний научный потенциал вуза таков: среди работающих здесь 300 преподавателей профессоров и докторов - 43, доцентов и кандидатов наук - 198.

Справка

ГМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова - крупнейшее учебное заведение водного транспорта и единственный вуз на юге России, выпускающий морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов. Университет готовит кадры по 30 специальностям и направлениям подготовки высшего образования, шести специальностям среднего профессионального образования и включает в себя три института, пять факультетов, 27 кафедр, филиалы в Ростове-на-Дону и Севастополе. Здесь обучается свыше 12 тысяч человек. За время существования вуза подготовлено более 50 000 специалистов.