В Минске прошла премьера белорусско-российского фильма о военных летчицах

Татьяна Столярова
Презентация ленты о фронтовом пути легендарного 46-го гвардейского Краснознаменного ордена Суворова III степени Таманского полка ночных бомбардировщиков прошла в Минском аэроклубе ДОСААФ.

У автора и ведущего фильма "Незабудки. Бессмертный авиаполк" народного артиста России, знаменитого шоумена и опытного пилота Леонида Якубовича к Беларуси отношение особое. "Здесь родилась половина моих родственников, - пояснил он корреспонденту "СОЮЗа". - Есть даже деревня Якубовичи, которую я посетил".

Женский авиаполк "ночников" активно участвовал в освобождении Беларуси, за что награжден орденом Суворова. В Минском аэроклубе сохранился в летном состоянии учебный фанерно-полотняный биплан По-2. Этот самолет стал одним из героев фильма.

Леонид Аркадьевич рассказал, как родилась идея ленты:

- Лет 15 назад я стал свидетелем трогательной встречи одной из летчиц 46-го полка с самолетом, на котором она громила врага. Она, увенчанная орденами и медалями, со слезами обнимала, целовала его, разговаривала, как с сыном и другом... Я сам летал на По-2, и хотя нормальный здоровый мужик, сильно устал. До сих пор не могу понять, как эти хрупкие девчонки могли совершать по 10-15 боевых вылетов за ночь. Многие при этом погибли. Наш фильм свидетельствует: война - не женское дело. Совсем! Преклоняюсь перед каждой побывавшей на фронте, все они - героини.

А сыграли прославленных летчиц ученицы минской гимназии № 2.

- Было жутко, когда представляла себя на войне, - вспоминает ощущения Елизавета Ильина. - И просто было тяжело ходить, подниматься в самолет в меховом комбинезоне...

- А у меня два деда погибли на фронте, - подключается Мария Дубова. - Один из них служил в авиации. На себе прочувствовала, что пережили те девушки. Они шли на смерть.

23 военных летчицы удостоены звания Героя Советского Союза, две - Героя России

Да и я смотрел фильм отнюдь не равнодушно. Ведь где-то в одних небесах с "чайками", как называли себя летчицы 46-го полка, в составе 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта воевал на таких же полотняно-деревянных По-2 мой отец, гвардии майор Бибиков. Особенно опасными были, вспоминал он, фашистские ночные истребители Ме-110. Если не сбивали с ходу из передних пушек, то задний стрелок из турельного пулемета бил без промаха. Так, к слову, в 46-м полку однажды погибли за ночь сразу три женских экипажа...

Пользуясь случаем, решил забраться в пилотскую кабину По-2 и хотя бы отдаленно прочувствовать, что ощущали отважные девушки, отправляясь в ночной полет. С трудом опускаюсь через узкий проем в фюзеляже на маленькое жесткое сиденье. На щитке - полтора десятка тумблеров и простейших приборов, посреди ног - так называемая ручка управления, где-то в глубине кабины - две педали. Расположенный впереди двигатель серьезно ограничивает обзор, маленький козырек не спасает от встречного потока воздуха, дождя или снега, рации нет... Удивительно, как некоторые женщины-гвардейцы смогли в таких условиях совершить до тысячи боевых вылетов!

Интересуюсь у Леонида Якубовича, а что он нового хотел сказать о героических летчицах?

- Я видел телесериал о них, это..., - Леонид Аркадьевич характерным жестом показывает: лучше удавиться. - Очень печально, потому что такие фильмы смотрят и дети. А дети должны смотреть и слышать правду даже в мелочах. У нас очень много в фильмах маленькой или большой неправды, и это тревожит сердце.

ДОСЬЕ "СОЮЗа"

Женский полк ночных бомбардировщиков был сформирован из студенток, прошедших ускоренный курс обучения, выпускниц аэроклубов и небольшого числа кадровых пилотов. За три года боев около четверти из них погибли. 23 удостоены звания Героя Советского Сою ероя России.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться