Гости центрального региона часто тоже не прочь выделить день-два и добавить к путешествию в одну столицу поездку во вторую. И тоже, разумеется, поездом с шильдиком РЖД на вагонах, полюбовавшись красотами родной страны из окошка. А если на четкий план не хватило времени, можно просто пройти в шестой вагон "Сапсана" (в сдвоенном составе - в шестнадцатый). Там, на стойке, напоминающей зону ресепшен в гостинице, работает мини-офис. Прямо из поезда, находясь в пути, можно заказать гостиницу и такси, купить билеты на самолет или на другой поезд для дальнейшего путешествия. А заодно и спланировать собственный выходной, заказав экскурсию по Первопрестольной или Санкт-Петербургу. Расплатиться можно и наличными, и картой.
При выходе на Московском вокзале в Санкт-Петербурге на платформе нас встречает улыбчивый водитель такси, которое мы заказали прямо из "Сапсана". Его заметно сразу: на табличке написаны наши имена.
Московский вокзал в Санкт-Петербурге, к слову, сам по себе заслуживает внимания: его спроектировал архитектор Константин Тон в стиле "неоренессанс". Достроили здание в 1851 году: оно располагается по всей длине Площади Восстания. Главный вход находится под башней с часами, а архитектурное решение цитирует архитектуру ратушей городов Западной Европы. Вместе с Ленинградским вокзалом, который тоже спроектировал Тон, они образуют стилистическую пару (только тот, что в Москве, меньше того, что в Санкт-Петербурге). А еще они когда-то носили одно и то же имя - Николаевский вокзал - ведь строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой инициировал Николай I.
Стоит сразу предупредить тех, кто впервые собирается в Третьяковскую галерею или в Эрмитаж: если хочется осмотреть полную экспозицию, то, скорее всего, это займет весь день. Другое дело, если хочется разноплановых впечатлений. К обзорным экскурсиям по городу можно относиться по-разному, но слушать экскурсовода, рассказывающего о невероятных амбициях и достижениях исторических лиц, чьи судьбы связаны со зданиями, проносящимися перед глазами, гораздо увлекательнее, чем читать сухие исторические справки.
Например, благополучно забыть, что улицы-линии Васильевского острова по задумке Петра I когда-то были настоящими каналами с водой, которая постоянно топила окрестности, после удачной экскурсии уже не получится. Так же, например, как и о "лайфхаке", с помощью которого скульптору Клодту удалось спроектировать конный памятник Николаю I на Исаакиевской площади так, чтобы статуя опиралась только на две точки - задние ноги коня. И о многом другом, конечно.
Благодаря современным сервисам, предлагаемым пассажирам компанией РЖД, из вагона "Сапсана" прямо в пути такую экскурсию можно заказать с большой скидкой. Проводится она на двухэтажном автобусе с отличными обзорными характеристиками. Особенность ее в том, что на автобус трудно опоздать: они курсируют по городу каждые 20 минут. У понравившихся достопримечательностей люди выходят, осматриваются и продолжают путь на следующем автобусе (или остаются там, где понравилось, сколько им захочется). Закладывать на такую экскурсию стоит как минимум от двух часов, но если не выходить из автобуса, то она продлится чуть больше часа. Наша гостиница расположилась неподалеку от Летнего сада - рядом с ним как раз расположена одна из остановок маршрута. Но если нет багажа, то отправиться в путь можно прямо от ТЦ "Галерея" возле Московского вокзала - он расположен в самом центре города, и это, несомненно, плюс для пассажиров "Сапсана". Если сесть на поезд в 7.00, то примерно в 11.00 это петербургское приключение уже начнется. Если понравится, такие же экскурсии есть и в Москве.
Обзорную экскурсию логично продолжить гастрономической. Самый простой и самый интересный вариант в Санкт-Петербурге - это улица Рубинштейна (в Москве это может быть, например, стремительно набравшая популярность Мясницкая).
Но это все на сегодня. В "Сапсане" мы купили еще один билет (кстати, тоже дешевле, чем при самостоятельной покупке), и нас ждет Центральный музей железнодорожного транспорта России. Он тоже недалеко от центра, у Балтийского вокзала, и там буквально глаза разбегаются от множества поездов и паровозов, как использовавшихся в старину, так и экспериментальных. В некоторые даже пускают внутрь. Визит сюда обычно занимает несколько часов, потому что это один из крупнейших железнодорожных музеев мира. Поезда располагаются под крышей, так что зимой здесь тепло. Но вечером, по совету местных жителей, мы возвращаемся погулять по Невскому проспекту и полюбоваться прекрасной предновогодней иллюминацией, делающей главный проспект северной столицы еще наряднее.
В Москве рождественское настроение вечером тоже проще всего получить на улицах в центре: например, пройдясь по Никольской, которая к тому же почти готова отобрать лавры у Арбата как у самой популярной площадки выступлений уличных артистов.
Но начнем с утра: на выходе с Ленинградского вокзале, куда прибыл "Сапсан", отправляемся на станцию метро "Комсомольская", не забывая при этом подойти к памятнику архитектору Константину Тону (это почти по пути). Далее по кольцевой линии метро нам будет легко добраться до "Белорусской", а оттуда уже дойти на поздний завтрак до самого большого в Европе фудкорта на площадке бывшего Миусского трамвайного парка. Если захочется продолжить тему разнообразных рельсов и их роли в российской культуре, то отсюда же совсем недалеко до Патриарших прудов (станция метро "Маяковская") и музеев Михаила Афанасьевича Булгакова - "нехорошей квартиры" № 50 и "Булгаковского дома", в котором можно увидеть и роковой трамвай, и голову несчастного Берлиоза. Оба музея расположены в одном дворе, в котором гостей встретит забавная статуя Коровьева и Азазелло.
К слову, в "Сапсане" можно заранее купить карту CityPass, которая дает право посетить 60 музеев и 16 экскурсий, включая речные круизы и смотровые площадки. Такую карту можно получить даже на день (а еще на 2, 3 и на 5 дней). Трех с лишним часов поездки между столицами вполне хватит, чтобы выбрать то, что нравится, и построить свой собственный маршрут выходного дня.
Но раз мы уж все равно на "зеленой" ветке столичной подземки, то теперь мы поедем до "Павелецкой". У Павелецкого вокзала расположен Музей железнодорожного транспорта. Его самый главный экспонат - самый старый сохранившийся российский пассажирский паровоз и первый советский паровоз, ставший памятником - У127 ("Траурный поезд имени В.И. Ленина). Кроме того, в музее представлено множество редких фотографий и образцов форменной одежды железнодорожников. В духе современных технологий для посетителей оформлены инсталляции, а самому интересному и важному посвящены видеоролики. А еще тут много макетов железнодорожной техники, причем не только статичных, но и действующих. В общем, счастливого всем пути!
На правах рекламы