Схема "спасения" следующая: сначала молодым людям, которые не могут найти работу или получить образование, выделят "тренера" из центра по делам молодежи при мэрии. Он составит план выхода из сложившейся ситуации вплоть до инструкции, куда устроиться или как поступить на ту или иную специальность.
Далее муниципальное финансовое учреждение Kredietbank Amsterdam выкупит у банка долги и предоставит должникам ссуду на их погашение. Размер ссуды и сроки выплаты будут рассчитываться с учетом доходов каждого из нуждающихся. Есть еще один бонус: часть долга власти города могут и простить, если увидят, что человек следует указаниям "тренера" и активно пытается устроиться на работу или учебу. Чтобы склонить банки к сотрудничеству, Kredietbank Amsterdam выплатит им по 750 евро (около 51 тысячи рублей) за каждого должника.
Новый проект запустят в феврале, пока он будет пилотным. По мнению заместителя мэра Амстердама Маржолейн Мурман, предложенные меры - шанс для молодежи начать с чистого листа. "Большинство этих людей начали свой путь с задолженностью и из-за неудачи или неграмотности оказались в ситуации, из которой не могут выбраться без посторонней помощи", - заявила Мурман.
Сами жители города отреагировали на новости о планах мэрии двояко. Кто-то с радостью, но нашлось и немало критиков. "Молодежь от 18 до 34 лет? Я думал, это относится к тем, кому 15-16! - написал в комментариях к релизу о проекте пользователь Maatje. - В возрасте 18 лет вы юридически зрелы, но, очевидно, вам не нужно быть зрелым в своем финансовом поведении, пока вам не исполнится 34 года". Вторит ему и пользователь с ником Nettie de Vos: "Если вы возьмете их долги на себя, как эти молодые люди могут научиться ответственности за свои финансы?" Пользователь Mike выразил уверенность, что новые меры хоть и кажутся правильными, но оставляют в дураках тех людей, кого родители с детства учили не набирать долгов.
Нашлось и немало тех, кто связал нововведения с парламентскими выборами в стране, намеченными на март 2021 года. "Мне неприятно, что мои налоговые деньги пойдут на эту ерунду для получения голосов", - написал пользователь Frieda.
По официальным данным, средний долг нидерландского студента с 2015 по 2019 год вырос с 12 400 евро (примерно 847 тысяч рублей) до 13 700 евро (около 936 тысяч рублей). Если в 2015 году число жителей Нидерландов с долгами за учебу составляло 388 тысяч человек, то в 2019 году - 1,4 млн. Схожая динамика и в других странах, где студенты вынуждены залезать в долги, чтобы получить образование. В Великобритании, по данным благотворительной организации Money Charity, средняя задолженность по студенческим кредитам - 35 950 фунтов стерлингов (около 2,8 млн рублей). В США, по данным ФРС, - 35 359 долларов (примерно 2,1 млн рублей).
Анна Зеленцова, советник директора проекта Минфина России по повышению уровня финансовой грамотности:
- Проект в Амстердаме интересен тем, что сочетает обучение и консультирование с финансовым советником, составление с ним финансового плана одновременно с реструктуризацией долга. Ряд исследований в других странах показывает, что сочетание программ финграмотности с финансовыми мерами более эффективно.
Я не считаю, что в плане отношения к финансам у молодежи эта идея имеет потенциально негативный эффект, потому что речь не о списании, а о реструктуризации долга плюс обучении, как управлять своими финансами. К тому же программа будет затрагивать не всех, а тех, у кого возникли проблемы и кто относится к социально уязвимым группам. Потенциально гораздо более негативный социальный и экономический эффект будет, если способные молодые люди из малообеспеченных семей бросят из-за долгов учебу, не смогут найти хорошую работу и попадут в кредитную зависимость на долгие годы.
В России немного другая ситуация: студенческая молодежь пока не является настолько активным заемщиком, структура потребительских займов иная, у нас не развиты образовательные кредиты, студенты чаще живут с родителями, много бюджетных мест. Поэтому простое копирование такой схемы в большом масштабе может иметь иной эффект. Скорее речь сначала должна идти о появлении доступных образовательных кредитных схем и помощи малоимущим семьям, кто за свои деньги обучает детей. Но совсем идею не стоит отвергать, нужно проанализировать более детально этот опыт и его применимость.
Что можно применить в России из этой схемы сейчас, так это стимулирование участия в программах обучения финграмотности, консультирование по ведению бюджета. Я бы предложила встроить это как обязательный компонент и адресной социальной помощи, и процедуры банкротства, чтобы дать людям инструмент, помогающий не попадать в подобные ситуации.
Наталья Кувшинова, член Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи:
- В рамках действующего законодательства в России уже сегодня предусмотрена процедура, по которой гражданин может быть признан банкротом - в том случае, если он сам не может погасить долги ни в каком порядке.
Что же касается идеи, связанной с обучением молодежи грамотному обращению с финансами, то такие уроки надо давать не только в студенчестве, но и на школьной скамье. Это можно делать в разных форматах, с привлечением экспертного сообщества. Школьники должны быть осведомлены о налоговой и кредитной политике, а также о механизмах мошенничества, жертвами которого они могут стать. Уроки финграмотности в интерактивной форме можно и нужно внедрять в образовательных организациях.
Подготовили Роман Маркелов, Татьяна Замахина