О причинах такого серьезного роста трат из федерального бюджета на завершившемся накануне ежегодном форуме "Национальная безопасность России 2020" сообщил директор Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС РФ Сергей Диденко.
"Общая сумма выплат на ликвидацию последствий природных и техногенных ЧС составила: в 2018 году - 11 миллиардов рублей, в 2019 году - около 20 миллиардов рублей", - сказал Диденко.
По мнению генерал-лейтенанта, если бы эти колоссальные деньги были направлены на минимизацию рисков по всей стране, то эти вложения в профилактику ЧС могли бы сэкономить почти 230 миллиардов рублей из средств резервного фонда. Эти цифры Диденко обосновал цифрами и фактами.
Генерал сообщил, что по расчетам его подведомственного научного заведения, расходы на профилактику чрезвычайных ситуаций в 12 раз эффективнее, чем на их ликвидацию. Это вполне можно считать стратегическим курсом, на который российскому спасательному ведомству надо ориентироваться в своем развитии на ближайшие годы.
Впрочем, это стратегическая задача не только для МЧС, но и для всех ведомств и региональных министерств, которые так или иначе задействованы в обеспечении пожарной и иной безопасности.
По мнению Диденко, субъекты должны заранее выделять средства на предупреждение, а не дожидаться, когда траты на ликвидацию последствий ЧС достигнут критического уровня, когда согласно бюджетному правилу разрешено требовать дополнительных денег из федерального резервного фонда.
Не исключено, что регионы то ли не всегда понимают, как заниматься профилактикой, то ли не особо хотят вкладываться в предупреждение ЧС.
Но заниматься этим все равно придется, поскольку глобальные климатические изменения становятся из года в год все заметнее. Ученые научно-исследовательского института ГОЧС МЧС России проанализировали подверженность субъектов РФ различным климатическим изменениям. По результатам этих исследований определены так называемые шаблоны. По ним видно, как последствия изменений климата влияют на территории регионов. Исходя из них уже можно формировать планы мероприятий по повышению их устойчивости к последствиям климатических изменений и другим бедствиям.
Ученые института разработали научные методики, позволяющие оценить риски, выработать комплекс конкретных мер для их снижения и подсчитать объемы необходимых вложений в реализацию этих программ. Регионам предстоит изучить и внедрять эти наработки.