Общая сумма в договоре должна быть жестко зафиксирована. Чтобы расходы не стали неприятным сюрпризом, в разделе об оплате нельзя допускать открытых формулировок. Вызывать подозрение должны любые обобщения без указания точных цифр: "оплата", "бюджет", фраза "и иные". Убирайте все размытые указания на деньги - лучше потом подписать допсоглашение к договору, чем внезапно оказаться должником.
Если в тексте есть формула расчета цены, в ней не должно быть неизвестных переменных. Например, в договоре на монтаж ковролина может быть указана цена за квадратный метр покрытия, а общая площадь - не прописана. В итоге возникает риск ситуации, когда оговоренные устно "квадратов 200-300" заказчик поймет как 200, а у строителя потом насчитаются все 350, и итоговая цена окажется почти вдвое выше ожидаемой.
Если точную сумму прописать невозможно, ограничьте ее диапазоном. Допустим, вы нанимаете рекламное агентство для запуска первой рекламной кампании в интернете. Услуги компании оплачиваются по фиксированной ставке, а вот расходы на услуги "Яндекса" или "Гугла" идут отдельно. Заранее спрогнозировать бюджет новой кампании достаточно сложно, поэтому стоит указать в договоре верхнюю планку. Так вы убедитесь, что ожидания рекламщиков совпадают с вашими возможностями, и не попадете в ситуацию, когда за первые три дня со счета в "Яндексе" улетает сумма, заложенная вами на месяц.
Порядок платежей должен быть задан с точностью компьютерного алгоритма: по каким частям уходит сумма, в какие сроки и от чего зависит платеж.
Стандартная формулировка "...услуги оплачиваются в течение трех дней после подписания акта" должна дополняться указанием на то, в какой срок должен быть подписан акт и что будет, если этого не произойдет. Иначе контрагент может под разными предлогами просто не ставить подпись, и отведенные на оплату "три дня с момента подписания" так никогда и не наступят.
Представьте, что вы заключаете договор со злым духом, который при любой возможности перевернет его с ног на голову: сделает все в точности как написано, но не так, как вам бы хотелось. Не обозначили срок на выполнение работы - не получили работы, не указали время на внесение правок - остались с сырым продуктом. Поэтому сроки стоит ставить для каждого действия, указанного в договоре, причем лучше привязывать их к конкретным датам, а не к событиям вроде того же подписания актов.
Теперь о результате. В предмете договора должно быть прямо указано то, что вы хотите получить. На первый взгляд кажется, что это очевидно. Но вспомните, сколько соглашений заключается с формулировкой "предметом договора является оказание [каких-то там] услуг".
Для примера возьмем договор, по которому я регистрирую товарные знаки для своих доверителей. Я мог бы написать размытое "Предметом договора является оказание услуг по регистрации товарного знака". Вместо этого я ставлю: "Исполнитель обязуется получить оригинал Свидетельства на товарный знак Заказчика и передать оригинал данного Свидетельства Заказчику".
Людям не нужны какие-то аморфные "услуги". Ко мне обращаются за тем, чтобы получить свидетельство на товарный знак, поэтому именно об этом я и пишу в договоре.
Если вы исполнитель, то четко прописанный предмет договора убережет вас от бесплатной работы. Бесконечные правочки ("а давайте еще вариантов, нам ничего не подошло", "а заезжайте к нам завтра в офис, обсудим"...) возникают, как правило, там, где объем работы и порядок ее сдачи не указан в договоре достаточно подробно.
Например, дизайнер сделал дизайн интерьера, четыре дня без перерыва рендерилась графика. А потом заказчик попросил внести коррективы. Если в договоре описан порядок сдачи результата работ, то дизайнер может сослаться на него и предложить заказчику поменять мелочи уже на живом проекте, оставив компьютерную модель как есть. Но если в договоре эта история не прописана, то с большой вероятностью заказчик откажется от готового варианта, и дизайнеру придется делать визуализации заново.
Если вы не знаете, как написать об обязанностях в договоре "по-умному", напишите своими словами. Закон не запрещает использовать простые и понятные формулировки. Прямые "свои" слова защитят ваши интересы лучше, чем размытые "умные".
Наконец, любое положение договора бесполезно, пока не подкреплено санкцией. Прописывайте денежные взыскания за неисполнение любого важного условия и привязывайте их к срокам: тысяча рублей штрафа за каждый день просрочки действует лучше, чем просто тысяча рублей штрафа. Возможно, вам никогда не доведется воспользоваться этими пунктами, но само наличие в договоре санкций здорово дисциплинирует его участников.
Иногда я составляю контракты, по которым актеры и блогеры рекламируют известные бренды - авиакомпании, автомобили и все такое. Получаются талмуды на 15-20 страниц - именно потому, что учитываются все возможные варианты развития ситуации.
Предприниматель должен смотреть на договоры, как программист на алгоритмы. Везде нужна четкая логика: "если - то - иначе". Тогда, что бы ни случилось, у вас всегда будет план действий, согласованный со второй стороной.