В крымской столице представители общественных организаций и бизнеса обсудили проект постановления о порядке размещения и функционирования НТО. Этот документ разработало министерство промышленной политики РК.
Основные претензии предпринимателей к ныне действующему документу - разночтения некоторых его положений. Так, договор на размещение павильонов и киосков и по конкурсу, и по аукциону заключается сроком на семь лет. А на аренду торговых палаток - на три года. Потом его можно продлить, если хозяйствующий субъект не нарушает условия. Но, например, администрация Симферополя в одних случаях продлевает договор, а в других - отказывает без объяснения причин.
Представители малого бизнеса считают необходимым уравнять в правах всех предпринимателей и прописать, что сроки действия договоров на размещение НТО должны составлять не менее семи лет с правом пролонгации неограниченное число раз. Конечно, при соблюдении всех условий и надлежащего использования НТО. Это будет способствовать развитию розничной торговли и конкуренции.
- В прошлом году арендаторы палаток, киосков, павильонов и других НТО, как того требует закон, обратились с заявлением о продлении договора на размещение. Но администрация Симферополя затянула сроки рассмотрения, а депутатский корпус скоротечно принял изменение в порядок размещения НТО Симферополя, поделив торговые точки на круглогодичные и сезонные.
К круглогодичным отнесли киоски, павильоны, торговые автоматы, а к сезонным - торговые палатки, автолавки и трейлеры. Первым разрешили продлевать договор на срок до пяти лет. Сезонным в продлении отказали. Это решение опротестовала прокуратура Симферополя, после чего всех уравняли в правах, - говорит советник председателя Общественного совета Симферополя Александр Чернецкий.
Тем не менее, право продлить договор до пяти лет применяется избирательно. Одним разрешают продлить на этот срок, другим - только на три года.
- Какими принципами руководствуются чиновники - непонятно, - считает Александр Чернецкий.
Дискуссию вызвал еще один пункт в документе, разработанном Министерством промышленности. 50 процентов мест для размещения НТО предлагается отдать крымским товаропроизводителям без конкурсных процедур. В действующем порядке другая цифра - 30 процентов.
Предприниматель из Ялты Андрей Кубрак считает, что нецелесообразно устанавливать 50 процентов и для курортных, и для сельскохозяйственных регионов. Ведь ассортимент товаров, продаваемых в палатках и павильонах степных городов и тех, что расположены на южном берегу, разный.
- В Ялте в НТО в основном реализуют товары для туристов. Может, нужны преференции не только товаропроизводителям, но и тем, кто предлагает туристические услуги? Мы защищаем местного производителя, но не думаем о других важных для Крыма направлениях, - говорит Андрей Кубрак.
Кстати, схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Ялтинского региона утверждена в феврале нынешнего года. Некоторые депутаты горсовета требовали отправить "сырой" документ на доработку. Но глава горсовета Константин Шимановский отметил, что в схеме все учтено и ее необходимо принять, потому что бизнесмены не могут оформить свои торговые точки.
Также предприниматели считают, что разработчики документа должны рассмотреть возможность предоставления торговых мест через конкурсы, а не аукционы.
В конкурсе побеждает тот, кто набрал наибольшее число баллов, отдав лучшие предложения о благоустройстве общественных пространств и внешнем виде торгового объекта. При этом четко определена стоимость квадратного метра аренды на весь период. Плюс такой системы для города - предприниматели участвуют в благоустройстве окружающей территории, устанавливают скамейки и урны. Например, симферопольский арендатор торговой точки, где продаются овощи, покрасил 30 метров забора около зеленой зоны, установил скамейку, побелил стволы деревьев. Но, как говорят представители общественного совета, при продлении договора аренды администрация города не всегда учитывает такие примеры социальной ответственности.
Другое дело - аукцион. Если есть спрос на конкретную торговую точку в месте с хорошим пешеходным трафиком, то стоимость квадрата иногда увеличивается от первоначальной в 100 раз. Но это совсем не значит, что эти деньги увидит бюджет города. Александр Чернецкий припомнил случай, когда предприниматель, реализующий арбузы и дыни, предложил 140 тысяч рублей в месяц за размещение НТО в хорошем месте. Торговал он три месяца, за аренду не платил, а потом признал себя банкротом.
Эксперты считают, что необходимо дать возможность в рамках действующих договоров размещения менять тип НТО. Это будет способствовать приведению внешнего вида торговой точки в соответствие архитектурным требованиям и эстетическим нормам.
- При таком простом и, главное, не противоречащем законодательству РФ решении сохраняются все финансовые отчисления и права предпринимателей на ведение бизнеса. Чтобы вложенные средства окупились, надо предусмотреть возможность увеличения первоначальной площади НТО, но не более чем в два раза, - считает Александр Чернецкий.
Тем временем
Глава Крыма Сергей Аксенов потребовал привести в соответствие схему нестационарных торговых объектов в крымских городах. Количество палаток и киосков, которые работают фактически, больше, чем официально разрешенных. Муниципалитеты в схемах сократили число НТО и начали сносить незаконные объекты.
Например, в Ялте зарегистрировано 1 185 НТО, их количество планируется сократить на 30 процентов. В Симферополе, согласно схеме размещения, было 680 мест для НТО, теперь - 525.