Дмитрий Волкострелов покажет в Петербурге спектакль "Русская классика"

В Санкт-Петербургском театре "Приют комедианта" готовят премьеру - спектакль "Русская классика" Дмитрия Волкострелова, создателя независимой театральной группы "театр post", а с недавнего времени художественного руководителя столичного Центра им. Мейерхольда. У необычной постановки сразу пять вариантов, а еще на ее содержание смогут влиять зрители - у них будет возможность задать вопрос классику в социальных сетях театра и получить на него ответ. Что хотите спросить у Пушкина или Толстого?
Пресс-служба театра "Приют комедианта"

Что хотите спросить у Пушкина или Толстого?

Какие пьесы в основе вашей постановки?

Дмитрий Волкострелов: Когда поступило предложение театра поставить какое-нибудь классическое произведение, я перечитал разные пьесы. Если работаешь с классикой, возникает проблема - текст необходимо интерпретировать. У многих это получается здорово и талантливо, но подспудно у меня всегда появляется вопрос - а зачем это делать? Можно ведь просто взять современный текст, а не переписывать, не заниматься этим упражнением. Вот я и подумал: может, мы позанимаемся всей русской классикой?

Мы работаем со временем, с событиями, которые происходили с писателями, и с пространством, которое придумали с художником Ксенией Перетрухиной. Это спектакль не столько о литературе "золотого века", сколько о времени - с 1799 года (родился Пушкин) по 1904 год (умер Чехов). Выбор времени - субъективный. Можно начинать раньше, заканчивать позже. Но важно сказать, что мы не просто взяли тексты русских классиков, перемешали их и что-то с ними делаем. Скорее, мы пытаемся оказаться в этом пространстве и времени.

Снова готовите провокацию? Не всем близки и понятны ваши эксперименты, и не раз видела, как недовольные зрители уходят с ваших спектаклей…

Дмитрий Волкострелов: Мы не занимаемся провокациями, не готовим их. По-моему, это достаточно бессмысленно. Зачем тратить время? Возможно, для кого-то это будет сложный спектакль. Но мы уже давно работаем, и появились зрители, которым интересно взаимодействовать с этой сложностью.

У спектакля будет пять вариантов. Почему?

Дмитрий Волкострелов: Я предложил актерам выбрать из каждого десятилетия по одному ключевому событию, которые случались в этот промежуток времени. Удивительно, но из 50 событий совпало только одно - неудачная премьера пьесы "Чайка" в 1896 году в Александринском театре.

Это же классно - такой разный взгляд возникает! Русская литература того времени, действительно, необъятная. Но нельзя объять необъятное, и я подумал, что можно сделать несколько вариантов спектакля. Будет несколько слоев действия. Неизменный - актеры, их поведение, то, что они делают. А вот музыка и видео в спектакле каждый раз новые - в зависимости от исторических событий, выбранных конкретным артистом. Например, мы всегда будем упоминать отмену крепостного права - пожалуй, одно из ключевых событий в истории России вообще. И в зависимости от варианта спектакля - разные факты: казнили Рылеева, произошел пожар в Москве в 1812 году, обнаружили "Слово о полку Игореве"…

Пять актеров - ваша постоянная команда, все из "театра post"?

Дмитрий Волкострелов: Я впервые работаю с Дашей Румянцевой, хотя мы однокурсники и знакомы 18 лет, и с актрисой ТЮЗа Настей Казаковой. Борис Чистяков участвовал в моих спектаклях в ТЮЗе и "театре post". А Иван Николаев и Алена Старостина - это соавторы почти всех проектов "театра post", его полноценные сооснователи.

А как зрители будут задавать вопросы классикам?

Дмитрий Волкострелов: Я редко участвую в театральных лабораториях (знаете, это когда режиссер приезжает в незнакомый ему театр, общается с актерами, можно поэкспериментировать, пробовать разные варианты, и через несколько дней устраивают показы, если что-то интересное получается - работа продолжается), но как-то участвовал в Омске, там и придумали: будем задавать вопросы классикам. И в нашем новом спектакле мне это показалось уместным. Почему нет? Правда, сейчас зрителей в зале не будет, к первому показу они будут задавать вопросы в соцсетях.

Как вы относитесь к онлайн-трансляциям спектаклей?

Дмитрий Волкострелов: Честно говоря, у меня к этому сложное отношение. В данной ситуации мы это делаем, потому что есть производственная необходимость. Мы не можем отменить планы театра. Но мне кажется странным повальное, в связи с карантином возникшее, стремление в онлайн. Театры активно пытаются заполнить пустоту. Вообще-то это и раньше было - можно было смотреть спектакли в записи. Я не очень ощущаю разницу между спектаклем в записи и онлайн-трансляцией. Мне кажется, важно личное присутствие зрителей в театре, в пространстве, где что-то происходит.

На мой взгляд, сейчас можно взять паузу, выдохнуть, посмотреть по сторонам, подумать о будущем. Хотя я понимаю коллег: ходить в театр - это привычка, и нужно напоминать о себе, чтобы она не была утрачена.

В ЦИМе вы готовили премьеры к апрелю и большой международный фестиваль в июне. Что теперь?

Дмитрий Волкострелов: Мы готовили премьеру "Опус ДНК" Екатерины Августеняк, петербургского режиссера и драматурга, ее пьеса в прошлом году была представлена на "Любимовке" и получила грант. Пока приостановили.

Придумали акцию "Ад - это…", стратегию продвижения нашего нового спектакля "Ад это я" Временного объединения "Хронотоп" из Петербурга. Запустили свой кризисный центр психологической помощи всем пострадавшим от карантина. Предлагаем делиться своей болью, своими лайфхаками и прочее. "Дорогая редакция" будет круглосуточно обрабатывать присланные истории и публиковать их в наших социальных сетях. Условие одно - начинать свою историю со слов "Ад - это…". Делиться своими историями можно анонимно (или с подписью) в гугл-форме.

Питерский "театр post" в связи с работой в Москве вы не оставили?

Дмитрий Волкострелов: Нет, также работаем.

Тем временем

27 марта в 19 часов стартует образовательная онлайн-программа к премьере "Русской классики" - беседа "Что хотел сказать автор" с режиссером Дмитрием Волкостреловым и художником Ксенией Перетрухиной. Присоединиться можно в группе театра - vk.com/priut_komedianta.

К слову

21 и 22 марта около 2 миллионов человек воспользовались возможностью посмотреть анонсы и бесплатные трансляции спектаклей петербургских театров в режиме онлайн в рамках фестиваля #безантракта. Каждую театральную постановку посмотрели от 50 до 70 тысяч человек. В их числе были жители Дальнего Востока, Калининграда, Центральной России, Прибалтики, Германии и Испании.