Япония и Бруней придумали новый способ доставки водорода

Япония и Бруней организовали первую в мире сеть поставок водорода с использованием жидкого органического водородного носителя. Об этом сообщает японская Advanced Hydrogen Energy Chain Association for Technology Development (AHEAD). Данная ассоциация занимается разработкой и внедрением цепочек поставок водорода.

Водород является одним из самых опасных грузов для перевозки, поскольку воспламеняется при любом контакте с воздухом или кислородом. Из-за взрывоопасности перевозка водорода транспортом имеет ряд технических сложностей, которые делают процесс очень дорогостоящим. Альтернатива - строительство специальных трубопроводов, которые также требуют значительных инвестиций.

При этом водород - перспективное сырье для глобальной экономики. Предполагается, что после 2040 года водород станет глобальным энергоносителем и начнет играть примерно такую же роль, какую сейчас выполняют нефть или газ.

Созданная Японией и Брунеем сеть поставок водорода - это первые шаги на пути к водородной экономике. Япония уже несколько лет назад поставила задачу создать "общество, основанное на водороде". Как заявлено в плане действий, обнародованном министерством экономики, торговли и промышленности Японии в 2017 году, к 2025 году будут смонтированы 320 водородных заправочных станций в стране, увеличится число транспортных средств на водородных двигателях. В последующем эти шаги должны уменьшить выбросы парниковых газов на 80 процентов. Также Япония рассчитывает стать мировым лидером в области водородной энергетики.

Суть схемы поставок водорода из Брунея в Японию такова: водород, который производят в Брунее, добавляют в толуол, из которого получают метилциклогексан. Эту смесь доставляют морским путем в цистернах на завод в японском городе Кавасаки. Важно, что такая смесь позволяет доставлять водород при комнатной температуре и обычном давлении, избегая закачки в баллоны высокого давления и охлаждения до низких температур.

В Кавасаки из смеси путем дегидрирования (высушивания) извлекается водород, а толуол отправляется назад в Бруней для повторного использования.