- Когда нам с Юрием Романенко с Земли говорили, что поглотительный патрон - "в серванте", то мы четко понимали, где это, - говорил летчик-космонавт Герой Советского Союза Александр Лавейкин в Zoom-конференции на открытии виртуальной выставки московского Музея космонавтики "Космический дизайн".
"Проект интерьера орбитального отсека корабля "Союз" (1964), левый борт" и другие работы космического архитектора и дизайнера Галины Балашовой должны были стать отдельным проектом музея. Но жизнь заставила расширить горизонты - и вот на сайте музея выставка "Космический дизайн", в которой собраны артефакты, связанные с историей обустройства жизни человека в космосе, начинающейся, конечно, с Циолковского, с его набросков из "Альбома космических путешествий" для фильма "Космический рейс" 1935 года (предоставленных архивом РАН).
Желтые листы, заметки карандашом, схематичные рисунки... Но ты - электронный зритель и потому, накручивая колесико мышки, вдруг видишь, как космический корабль - волей дизайнера выставки - вылетает за пределы листа, а маленькие фигурки космонавтов крутятся прямо на нем, будто в невесомости.
А дальше палец вверх - и космические ножницы на твоей руке сами начнут двигаться, нажать на рычажок - и механизм сам подаст тебе нужную насадку для отвертки. Инструментальный экзокомбайн на перчатке скафандра, придуманный конструкторами художественно-промышленной академии им. Штиглица, похож на дотянувшуюся до космоса руку Терминатора.
- Здорово! - оценивает гаджет, еще ждущий своего часа, Александр Лавейкин. - Чем больше в открытый космос с собой можно взять инструмента - тем лучше, и у нас всегда были полные карманы болтов, отверток, плоскогубцев... И к ногам что-то крепили. А тут все под рукой.
"В космос человек не может летать в туалете" - так отреагировал Королев на первый макет жилого модуля для "Союза". После этого главой проектного отдела Феоктистовым и была призвана Балашова, как скоро стало ясно - первый космический архитектор-дизайнер. На ее проектах интерьеров "диван" стоит на темном "полу", над ним - светлый потолок, вокруг - желтые стены: в невесомости нет верха и низа, но космонавты век благодарны Галине Андреевне за то, что та помогла им чувствовать себя в отсеке, как в обычной комнате. На выдержанных в желтых тонах эскизах бытового отсека ЛОКа (увы, нереализованного проекта лунного орбитального комплекса) при всей ограниченности площадей находится место и удобным, словно в воздухе висящим, креслам...
Алексей Леонов рассказывал, что когда американцы во время совместного полета "Союза" и "Аполлона" появились в нашем отсеке, то восхитились, насколько там было красиво и уютно.
- Мы и сегодня проектируем "от объемов", от того места, которое оставляют нам конструкторы. Да, эргономика прежде всего, но хотелось бы и эстетики, - говорит дизайнер Владимир Пирожков, представляющий на онлайн-выставке современный космический дизайн. Его Центр прототипирования высокой сложности "Кинетика" по приглашению РКК "Энергия" участвует в разработке корабля "Федерация".
"Листаем" раздел. Вот чертеж "Чегета", созданного конструкторами "Кинетики" совместно с НПП "Звезда", первого в мире универсального амортизационного кресла, легко адаптируемого под комплекцию космонавта: при нажатии курсором на чертеж тот "расходится" на составные, от подголовника до подставки для монитора. Лунный скафандр в набросках. Наконец, посадочный модуль "Федерации": в Центре делали весь его дизайн и эргономику, снаружи и внутри. В корабле тоже будут и "диван", и "стол".