СП указала на недостатки системы взимания платежей с большегрузов

Только в 2018 году федеральный бюджет недополучил более 47 млрд рублей из-за невзимания штрафов по выявленным в автоматическом режиме нарушениям, выявила в ходе проверки Счетная палата. В контрольном ведомстве указали на пробелы в системе весового и габаритного контроля и несоблюдение правил проезда транспортом массой более 18 тонн.
iStock

"Минтранс оценивает ежегодный ущерб от проезда тяжеловесных транспортных средств в 2,56 трлн рублей. При этом объемы поступлений за пользование федеральными дорогами незначительные. За весь период с 2014 года в федеральный бюджет поступило чуть более 7 млрд рублей", - приводят в СП слова аудитора Андрея Батуркина.

Поступлению средств мешает несовершенство нормативно-правовой базы, считают в СП. В частности, в правилах перевозки грузов автомобильным транспортом прописаны как тарифы на возмещение ущерба, так и система понижающих коэффициентов. При этом дисконт порой многократно снижает плату, которую должен вносить грузоперевозчик.

Но финансово-экономическое обоснование при утверждении этого постановления правительства не было представлено - отметил аудитор.

Кроме того, в России недостаточно автоматических и стационарных пунктов весогабаритного контроля. Потому нет достаточного контроля за тяжеловесами.

"Из 31 построенного автоматического пункта весогабаритного контроля семь работают в тестовом режиме, а остальные между собой информационно не взаимодействуют. Из 66 стационарных пунктов весогабаритного контроля 36% не соответствуют установленным требованиям и находятся в ненадлежащем состоянии", - отметили в СП.

Из-за несогласованности между отдельными ведомствами плата начисляется только за часть пути.

По мнению СП, Росавтодору и Ространснадзору нужно предоставить доступ к системе "Платон", которая дублирует функцию ведомств по взиманию с тяжеловесов средств в счет ремонта автодорог.

Ведомства с выводами Счетной палаты согласны и готовы работать над устранением нарушений и недостатков, отметили в СП.

Комментарий

В Минтрансе "РГ" пояснили, срок выдачи спецразрешений не должен превышать 11 рабочих дней с даты регистрации заявления. Если же необходимо согласовывать маршрут с Госавтоинспекцией, - 15 рабочих дней с даты регистрации заявления. Сократить эти сроки при выдаче разрешения в бумажном виде невозможно из-за большого количества владельцев автомобильных дорог. Однако процедура выдачи спецразрешений будет усовершенствована за счет их выдачи в электронном виде с использованием личного кабинета перевозчика в интернете. План по разработке и внедрению в эксплуатацию сервиса с 2021 года разработан Росавтодором. "Данный сервис позволит оптимизировать процедуру, а также сократить срок выдачи специальных разрешений в отдельных случаях до 1 часа", - отметили в Минтрансе.

Перевод услуги по выдаче спецразрешений в электронный вид позволит также обеспечить цифровое взаимодействие на всех этапах с владельцами автомобильных дорог и Ространснадзором. Эти работы планируется завершить в декабре 2022 года.

Что касается пунктов весогабаритного контроля, то установка 387 автоматических пунктов предусмотрена нацпроектом "Безопасные и качественные автомобильные дороги" до 2024 года, отметили в Минтрансе. Такие пункты контроля устанавливаются владельцами дорог. Администрирование нарушений, зафиксированных автоматическими пунктами контроля, относится к полномочиям МВД России. "Минтрансом России внесены в правительство РФ предложения о передаче Ространснадзору указанных полномочий МВД России", - сообщили в Минтрансе.