По данным ведомства, Коллегия ЕЭК обратилась к правительству РК с просьбой принять следующие меры: отменить избыточный контроль в отношении ввозимых из Киргизии товаров ЕАЭС, ускорить и упростить процедуры прохождения транспортных средств через госграницу, обеспечить "зеленые коридоры" для скоропортящейся, сезонной продукции, продовольствия.
- В то же время коллегия выразила озабоченность большим количеством проблем, связанных с перемещением товаров через внутренние границы государств-участников ЕАЭС, носящих системный характер и требующих комплексного подхода для их решения. Для этого необходимо создать рабочую группу из представителей стран союза, которая инициирует соответствующую "дорожную карту". С помощью изложенных в ней мер будет предотвращаться возникновение препятствий при перемещении товаров, - отметили в минэкономики.
В данный момент ситуация в пунктах пропуска на границе между КР и РК нормализовалась. Серьезные трудности с проездом перевозчики испытывали в марте-мае из-за тщательного досмотра грузов, который проводила казахстанская сторона. Такие действия официальные лица соседней республики называли мониторингом, осуществляемым в целях "защиты экономических интересов государства и снижения теневого оборота товаров".
- Теневой оборот товаров наносит урон бюджету РК и ставит в неравные конкурентные условия наш бизнес. В феврале 2020 года обсуждалась необходимость взаимодействия в разрешении вопроса нелегального потока грузов через обмен предварительной информацией, использование навигационных замков и данных в информационных системах двух стран. Это способствовало бы организации цивилизованной торговли и увеличению доходов бюджетов обоих государств. Однако протокол встречи КР не подписала. Вместо конструктивного диалога со стороны киргизских партнеров идет намеренное обострение ситуации на границе с целью признания торговым барьером процедуры нашего внутреннего налогового администрирования, - рассказали в посольстве Казахстана в республике.
В ответ КР обвиняла соседей в несоблюдении договоренностей в рамках ЕАЭС. "Время простоя составляет от трех до четырех суток. В целом пропуск через КПП на киргизско-казахской границе в марте-мае 2020-го года снизился в 2,5 раза и составил 32 353 грузовых автотранспортных средства против 85 838 за аналогичный период прошлого года... Очевидно, что РК под видом борьбы с теневой торговлей целенаправленно блокирует экспорт киргизских товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции", - объясняли в минэкономики КР.
В правительстве Киргизии надеются, что рабочая группа, которую планируется создать для решения проблемы барьеров на внутренних границах государств-участников ЕАЭС, будет сформирована в ближайшее время и приступит к разработке "дорожной карты".