Между тем от идеи лететь выступать в Сирию пришлось отказаться из-за напряженной ситуации в стране. "Мы не смогли организовать концерт в Дамаске, - пояснил Мути, - где уже выступали много лет назад, до войны. Но в Италии к нам присоединились сирийские музыканты - экспатрианты, живущие далеко от своей родины. Мы вместе играли концерт в Равенне, а потом в Пестуме - археологическом памятнике, связанном с сирийской античной Пальмирой. В этом смысле, мы будто побывали в Сирии".
"Дороги дружбы" Риккардо Мути стали оммажем Пальмире, несколько лет назад изуродованной бомбежками ИГИЛ. Концерты прошли с посвящением Халиду Асааду, сирийскому ученому-археологу, исследователю Пальмиры, похищенному и публично казненному террористами в 2015 году, и Хеврин Халаф, курдско-сирийской общественной деятельнице, выступавшей за права женщин, за толерантное единство христиан, арабов и курдов. В октябре прошлого года Хеврин Халаф была убита на автомагистрали на севере Сирии боевиками. В память о жертвах войны в Сирии Мути исполнил "Героическую" симфонию Бетховена. Именно этим сочинением он начинал когда-то свой проект "Дороги дружбы", прилетев в 1997 году на военном самолете с музыкантами Ла Скала в разрушенный бомбами Сараево.
- Эта потрясающая музыка была знаком нашего братства и началом ежегодного паломничества, диалога на языке музыки - единственном, который не может быть истолкован неправильно, - говорит Мути. - В 2004 году я дирижировал концертом в Сирии, в древнеримском амфитеатре в Босре, между Дамаском и Алеппо, и мне хотелось бы знать, что случилось с музыкантами, которые играли с нами в то время. Увы, наши надежды на будущее этих людей были разрушены происходящими событиями в Сирии. Должен сказать, что и для нас в этом году вернуться на сцену и сыграть первый с начала пандемии концерт на открытии Равеннского фестиваля было своего рода актом мужества. Но мы продолжаем наш путь и выполняем наше обязательство помнить и чтить народы, переживающие трагические времена.
Италия сама в этом году пережила трагическое время, приняв первой из европейских стран удар пандемии и потеряв за несколько месяцев почти 35000 тысяч своих граждан: это цифры, сопоставимые с военными потерями. Между тем, именно Риккардо Мути и его супруга, оперный режиссер и руководитель Равеннского фестиваля Кристина Маццавиллани-Мути настояли на том, чтобы в Италии зазвучала живая музыка. План, представленный Мути и фестивалем в Равенне министру культуры Дарио Франческини, стал, по сути, базовым концептом возобновления концертной жизни после пандемии - на открытых площадках, в соответствии с санитарными протоколами, с соблюдением дистанционной рассадки. И это был прорыв в карантинной музыкальной жизни Европы. Первый публичный концерт маэстро Мути провел на открытии Равеннского фестиваля, исполнив "Мечты" Александра Скрябина, прозвучавшее в его интерпретации, как "мираж", полный меланхолии, и моцартовские сочинения: мотет Exsultate, jubilate ("Радуйтесь, ликуйте") и симфония "Юпитер" (№41). В средневековой крепости Бранкалеоне, где на открытом воздухе было разрешено провести Равеннский фестиваль, присутствовало 300 человек - то количество публики, которое cмогла принять Рокка с социальным дистанцированием.
На исполнении "Героической" симфонии перед храмом Посейдона удалось разместить 1000 человек (максимум, согласно антиковидному регламенту). Предельное эмоциональное напряжение этой бетховенской симфонии, где борьба оборачивается траурным маршем, а скорбь - гимном - особенно близки творческой манере Мути. Но квинтэссенцией его нынешней интерпретации стал похоронный марш, звучавший, казалось, не только по жертвам сирийской войны, но и по сотням тысячам людей на земле, погибшим в пандемию.
Для исполнения "Героической" к Риккардо Мути и Молодежному оркестру Луиджи Керубини присоединились девять сирийских музыкантов - участников Сирийского эмигрантского филармонического оркестра (SEPO), созданного в 2015 году в Германии. Многие музыканты этого оркестра до войны играли в Дамаске в Сирийском национальном симфоническом оркестре, участвовавшем в проекте "Дороги дружбы" в Босре. В этом году музыканты SNSO не смогли прилететь в Италию, но главный дирижер оркестра Миссак Багдабурян передал из Дамаска послание Равеннскому фестивалю, где говорилось, что "Дороги дружбы" - важный знак поддержки для сирийского народа, заплатившего высокую цену в борьбе с фанатизмом: даже камни Пальмиры, Эблы и других археологических памятников стали жертвами ненависти и мракобесия. Но Сирийский Национальный оркестр смог присоединиться к "Дорогом дружбы", исполнив в Оперном театре в Дамаске "Героическую" симфонию Бетховена, которую транслировали через Facebook.
Между тем в Италии вместе с Риккардо Мути выступили еще две участницы. Певица Айнур Доган, "золотой голос" турецкого Курдистана, регулярно выступающая с легендарной оппозиционно-политической группой Grup Yorum, которая пела исступленные болью и страстью песни о судьбе курдского народа, и журналистка, художница Зехра Доган, отсидевшая 600 дней в тюрьме за картину, где она изобразила разрушение турецкими военными курдского города Нусайбин в 2016 году. Как заметил Риккардо Мути: "Быть заключенным в тюрьму за рисунок, за стихи, за песню, защищая культуру - это форма мученичества".
Во время концерта Зехра Доган на растянутом между колоннами храма Посейдона белом полотне рисовала мифологическое траурное шествие: женщины несут на своих плечах умершую в белом саване - скорбную метафору современного мира, охваченного конфликтами и войнами. Именно поэтому Риккардо Мути и Равеннский фестиваль 24 года назад начали прокладывать "дороги дружбы" в разные точки мира, твердо настаивая на том, что в современном мире, испытывающем кризис гуманизма, только музыка и культура остаются способными объединять людей, поднимать их дух в самых сложных обстоятельствах.
Риккардо Мути:
- Хотя Равеннский фестиваль в этот раз проходит в необычных условиях (скажем так, беспрецедентных) из-за коронавируса и серьезных последствий, которые он имел для Италии, мы хотим всему миру донести мысль, что Италия, хоть и "ранена", все же находит в себе силы проявить солидарность. "Похоронный марш из Героической симфонии отражает наше отношение к преступлениям, совершенным против людей и против культуры, подобным тому, что произошло в Пальмире. И Афинский Акрополь, и греческие храмы в Пестуме, и Пальмира отражают одно и то же стремление к гармонии и красоте; они вечны и все же хрупки, о чем свидетельствует образ Пальмиры, поврежденной ИГИЛ. Мир переживает плохие времена, но мы соединились в музыке, чтобы передать послание миру: культура может быть сильнейшим оружием. Как говорит блаженный Августин, музыка лечит душу. Гармония врачует раны, видимые и невидимые.
Справка "РГ"
Проект "Дороги дружбы" - гуманитарный международный музыкальный проект Риккардо Мути. Проводится с 1997 года совместно с Равеннским фестивалем. Среди маршрутов "Дорог дружбы" - Сараево, Бейрут, Иерусалим, Москва, Ереван, Дамаск, Нью-Йорк, Иллинойс, Каир, Найроби, Тегеран, Киев, Афины.
С 18 по 31 июля маэстро Риккардо Мути проведет в Равенне в театре Алигьери свою ежегодную Итальянскую оперную академию для молодых дирижеров из разных стран. В этом году музыканты будут работать над партитурой оперы "Сельская честь" Пьетро Масканьи. Программа XXXI Равеннского фестиваля продлится до 30 июля. Среди ее участников Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра (27 июля). В программе сочинения Россини, Дебюсси, Мендельсона, Прокофьева. В ноябре Равеннский фестиваль представит три театральных премьеры: "Данте проект" Сергея Полунина, "Дон Жуан" Моцарта и "Фауст" Шарля Гуно под руководством Кристины Маццавиллани-Мути.