Предлагается отнести к конфиденциальной всю информацию, которая образуется при реализации мероприятий в области обороны, но при этом не составляет гостайны.
Авторы поправок уверены, что их принятие не позволит публиковать в средствах массовой информации сведения, касающиеся организации обороны государства в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния, хозяйственной деятельности и многого другого. Авторы документа считают, что данная норма установит ограничения на распространение такой информации для всех федеральных госорганов, органов региональной власти, местного самоуправления, организаций и граждан страны.
"Мероприятия, проводимые в рамках законодательства Российской Федерации по ограничению доступа к информации в области обороны (в том числе в отношении государственного оборонного заказа), не отнесенной в установленном порядке к государственной тайне, не позволяют в полной мере ограничить ее распространение в открытых источниках", - говорится в пояснениях военного ведомства. В Минобороны России считают, что информация об оборонной сфере должна охраняться также, как семейная, адвокатская или врачебная тайна.
Предполагается, что подготовленный проект перечня сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, будет утверждать руководство страны. Предлагается установить административную и дисциплинарную ответственность за разглашение подобной информации.
"К служебной тайне в области обороны относятся сведения, образующиеся при осуществлении федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами полномочий и функций в области обороны, а также мероприятий по организации и обеспечению обороны, распространение которых может нанести вред обороноспособности государства", - говорится в проекте документа.
В российском законодательстве за разглашение служебной тайны предусмотрена административная ответственность (статья 13.14 КоАП). Для граждан предусмотрен штраф от 500 до 1 тысячи рублей, для должностных лиц - от 4 тысяч до 5 тысяч рублей. Понятно желание военных обезопасить себя от возможности утечки сведений, по которым можно что-то узнать о секретах.
Но есть нюансы. И связаны они с общим законодательством РФ. Очень многие законы как раз требуют публичности и открытости. Например, закон о госзакупках обязывает публиковать сведения о том, что закупает то же министерство обороны для своих нужд. В судебной системе также требуется открытая публикация о тех или иных разбирательствах, в том числе с участием военного ведомства. Серьезные аналитики, опираясь на такие сведения, могут узнать немало того, что не разглашается.
В качестве примера можно привести публикацию на американском веб-ресурсе The Space Review. Аналитик Барт Хендрикс, опираясь исключительно на открытые и вполне официальные публикации, разместил на нем обширный текст о российском лазерном комплексе "Пересвет". По словам Хендрикса, ему удалось установить предприятия, занятые в его производстве. Также он называет имена специалистов, принимавших, как уверен аналитик, участие в лазерной программе, которая, стоит напомнить, является одной из самых засекреченных в стране.
Как считает главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский, предлагаемые поправки могут оказаться неэффективными - с учетом возможностей современного интернета. Их реализация потребует немалых финансовых затрат. Осложнится жизнь журналистов и экспертов, работа которых связана с оборонно-промышленным комплексом и вооруженными силами. Это и будет основным результатом законодательной инициативы военного ведомства. Впрочем, Виктор Мураховский сомневается, что поправки вообще дойдут до обсуждения в Госдуме.