В Архангельске построят новое жилье взамен ветхого

О домах, которые придут на смену съехавшим со свай архангельским деревяшкам, о дорогах Западной Арктики и новом "доме" для шедевров Русского Севера "Российской газете" рассказал врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский.
Иван Малыгин

Александр Витальевич, во время недавней встречи с президентом вы затронули одну из сложнейших проблем региона: ветхое жилье. Так, в Архангельске за полтора года съехали со свай десять домов. Для того, чтобы люди снова не оказались под открытым небом, нужно дополнительно построить десять новых…

Александр Цыбульский: Я удивлен, с каким спокойствием в Архангельске все относятся к такой экстраординарной проблеме, как сходящие со свай дома. Это равноценно наводнению или пожару, и хорошо еще, что все обходилось без жертв. Люди днем и ночью живут в постоянном напряжении, что их дом может в любой момент упасть! Поскольку иных правовых способов решить эту проблему нет, а также учитывая тенденцию сокращения доходов регионального бюджета в 2020-м, я решился попросить президента о выделении дополнительных средств на расселение домов, не вошедших в федеральную программу переселения из ветхого жилья. Президент согласился со мной в том, что это угрожающие для жизни людей ситуации. Через три дня после встречи с ним в Архангельск приехала делегация руководства Фонда реформирования ЖКХ, которая все очень подробно отработала. По уточненным данным, под угрозой схода со свай в Архангельске оказались 129 домов.

Участки для комплексной застройки города уже готовы. Но многие из жильцов нуждаются в срочном решении этой проблемы, а любое строительство - это цикл, год - полтора минимум. Поэтому рассматриваем еще один вариант, который мы уже начали применять в НАО. Его суть - дать людям право в рамках стоимости квадратного метра, определенной в регионе, покупать жилье как на первичном, так и на вторичном рынке - но только соответствующее всем нормам (кстати, в округе мы не ограничивали людей в выборе региона).

Это решает сразу несколько проблем - во-первых, дает возможность людям переехать из аварийки, во-вторых, подстегивает спрос на жилье, в-третьих, фиксирует цену: застройщики не смогут ее завышать, чтобы получать гарантированное финансирование из бюджета и формировать гарантированный спрос, под который смогут "подгонять" стоимость квадратного метра. Кстати, кто-то из людей сможет позволить себе квартиру лучшего качества, доплатив из своего кармана или взяв ипотеку, что в итоге поможет нам снизить падение спроса на коммерческие жилье.

Кроме того, строительная отрасль - один из самых больших мультипликаторов для экономики. Увеличивая ее объемы, мы добиваемся того, что все сопутствующие отрасли тоже начинают работать, значит, будут создаваться новые рабочие места, будет пополняться бюджет.

Сегодня в Поморье обсуждают решение по строительству асфальтовой трассы в Онегу, о котором также говорилось на встрече. Уже на следующий день журналисты "Российской газеты" проверили состояние дороги: мы успели преодолеть лишь сорок километров этой "стиральной доски" - двигатель начал давать сбои.

Александр Цыбульский: Я неслучайно эту дорогу выделил в качестве приоритетной. С одной стороны, она раскрывает потенциал западной части региона, которая сильно уступает центральным и южным: это и красивейшие места Белого моря, интересные туристам, и, что особенно важно, преференции для территории опережающего развития, созданной в Онеге несколько лет назад. Все преимущества, которые мы создали для ТОР, без транспортной доступности не будут реализованы.

С другой стороны, эта дорога в перспективе даст транзитный выход в Карелию и Мурманск, а также очень короткое плечо до Финляндии, что важно для наших экспортеров. В дальнейшем магистраль вышла бы на юг через трассу М-8 и смогла бы получить статус федеральной, став международным коридором федеральной транспортной сети. А любой транзит через регион - это и дополнительные средства в бюджет.

Следующий шаг нам нужно сделать на восток, чтобы связать Мезень, Несь, Индигу, Нарьян-Мар, а также уйти "вниз" на Сыктывкар. В итоге мы бы получили автомобильную дорогу вдоль трех морей, Белого, Баренцева и Карского, оживили бы побережье Западного сектора Арктики, открыв совершенно другие возможности для развития рыбопромышленного комплекса, портовой инфраструктуры. Вот вам развитие Севморпути, которое пойдет не только через глобальные инфраструктурные проекты.

Вместе с тем, для увеличения грузопотока по Севморпути до 80 миллионов тонн портовых мощностей советского периода сегодня явно недостаточно. Поэтому со следующего года в практическую стадию должно перейти решение по строительству порта в Индиге. А при условии строительства участка железной дороги Карпогоры - Индига мы рассчитываем на четыре миллиона тонн грузовой базы - причем сразу и в начале. С учетом того, что Индига будет строиться под таймырский уголь, который там планируется перегружать на большие суда, уже на старте можно будет давать пять миллионов тонн грузов, а в дальнейшем и более.

По поводу еще одной темы встречи - строительства фондохранилища для архангельских музеев. Сегодня есть люди, которые говорят - зачем нам "склад" картин в центре города, уже лучше построить еще один музей…

Александр Цыбульский: Поездив по области, я был удивлен богатством, которое сохранилось на этой земле - и архитектурным, и духовным. Но, узнав, в каком состоянии находятся фонды наших музеев, увидев, какие шедевры там хранятся, я испугался: если мы не сможем создать нормальные условия для хранения этих экспонатов, в какой-то момент министерство культуры РФ передаст северные иконы XVI, XVII, XVIII веков, а также полотна великих русских художников в Петербург или Москву. Мы сильно отстали от большинства крупных городов, где этот вопрос решен. А шедевры с каждым годом требуют все более бережного отношения. Если с ними что-то произойдет, это будет сложно себе простить.

Здание фонда будет выдержано в архитектуре старого города и сможет соответствовать всем техническим требованиям. Если мы вместо него построим новый музей, в какой-то момент окажется, что в нем нечего будет выставлять! Да, в фондохранилище планируется открыть и выставочную площадку, куда смогут приходить посетители. Но основная наша задача сделать технологически современное помещение, чтобы обеспечить сохранность экспонатов на все сто процентов.

Можете назвать шедевры, которые вас потрясли?

Александр Цыбульский: Неизгладимые впечатления оставил Сольвычегодск с его храмами - наследием Строгановых. Я сегодня много о них читаю. Никогда так глубоко не понимал роль Строгановых в истории России, относился к ним больше, как к богатым промышленникам и меценатами. Но когда узнал, что вся команда Ермака здесь, в Сольвычегодске, оснащалась, что освоение Сибири и Дальнего Востока начиналось именно на этой территории, что во времена Ивана Грозного огромная часть бюджета состояла из займов Строгановых, по сути, содержавших всю страну… Вот он, культурно-генетический код, заложенный в людях! А когда я впервые приехал в Верколу и увидел северные избы, сохранившиеся в ней… Если честно, мне до сих пор сложно поверить, что эти огромные бревенчатые пятистенки-усадьбы принадлежали простым крестьянам. Я сейчас начинаю понимать менталитет людей, живущих в Архангельской области столетиями.

Кстати

Вчера в Архангельске министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев и врио губернатора Поморья Александр Цыбульский вручили десяти архангельским семьям - бывшим жильцам аварийных домов - договоры найма и ключи от квартир в новостройке на проспекте Московском.

Получая ключи, одна пожилая женщина расплакалась: "Хоть поживем по-человечески..."

Министр и глава региона также осмотрели несколько квартир - качество строительства их вполне устроило. Сдача этой новостройки позволила освободить в городе еще десять жилых помещений под маневренный фонд.

По словам Владимира Якушева, программа переселения из непригодного жилфонда в Архангельской области - одна из самых масштабных в стране. Но, несмотря на все сложности, минстрой совместно с регионом рассчитывает выполнить ее в срок.