Родители отреагировали на историю о "взятых в заложники" пятиклассниках

Власти Тюменской области разбираются в скандальной истории, произошедшей в школе N 2 города Ишима. Тематический урок "Мир без террора" стал для многих школяров шоком: переодетые в террористов старшеклассники "взяли в заложники" пятиклашек. Мамы и папы жестко высказались по поводу методов обучения в школе.
Тематический урок "Мир без террора" стал для многих школяров Ишима шоком: переодетые в террористов старшеклассники "взяли в заложники" пятиклашек. Фото: vk.com/pereishima

Все началось, когда в одной из социальных сетей появилось сообщение родителя: "Сотрудники школы решили провести мероприятие, при котором учеников, подчеркиваю, 5-го класса взяли в заложники для того, чтобы показать, как следует себя вести при террористических актах. Родителей никто не предупреждал о данном мероприятии и детей, соответственно, тоже. В классе находился ребенок с больным сердцем. Его забрали из школы, а дома ему вызвали "скорую". Сначала администрация школы выложила одни фотографии, однако потом отредактировала информацию. Дети отказываются идти в школу. Разве можно оставить такое безнаказанным?!" Город раскололся на два лагеря, а история мгновенно обросла противоречивыми подробностями.

Часть взрослых была полностью на стороне родителя, другая - привела свои доводы. Жительница Ишима Татьяна Бубнова замечает: "Вообще-то задумка хорошая: дети должны быть готовы к любой ситуации в наше время". Ее землячка Наталья Штирц считает "недопустимыми подобные эксперименты" и советует родителям ребенка с больным сердцем обратиться в прокуратуру. Ольга Беликова, у которой в прославившемся на всю область классе учится дочь, добавляет: если бы детям сначала объяснили, что сейчас будет происходить, и уже по ходу дела говорили, как им нужно себя вести, никто бы и слова не сказал. "Моя дочь до сих пор в ужасе от произошедшего с ней в школе", - рассказала мама.

Правду от вымысла теперь предстоит отделять спецкомиссии - она приехала в школу на служебное расследование

Правду от вымысла теперь предстоит отделять комиссии, которая создана по инициативе главы региона Александра Моора. В нее вошли представители прокуратуры, департамента образования. В этой истории хватает острых вопросов: кто придумал урок - чиновники, курирующие сферу образования, администрация школы N 2 или старшеклассники? Знали или не знали дети, во что им предлагают поиграть? И был ли, наконец, мальчик с больным сердцем?..

По заявлению пресс-службы областного депздрава, "скорую" к учебному заведению в Ишиме никто не вызывал, а вот по поводу "звонка из дома" неизвестно.

Ишимская школа пока информации не дает - там бросали трубку: "Директор занят, не беспокойте!" Областной департамент образования и науки обещает прокомментировать ситуацию вокруг необычного антитеррористического урока после проверки. Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов также ждет адекватной оценки от коллег.

Кандидат психологических наук, преподаватель УрФУ, спецназовец в запасе, отец четырех сыновей Дмитрий Рассохин происшествие в ишимской школе прокомментировал так:

- Могу утверждать, что дети получили психотравму: пережили настоящий захват. Для них это было реальное событие: если на вас наставляют пистолет, и вы не знаете, что он игрушечный, ваша психика реагирует на это как на реальную угрозу жизни. Как отец я бы стал добиваться проведения тщательной проверки и наказания инициаторов такого урока.

Мнение

Отбросив сомнительную формулировку "достояние", в Конституцию России только что записали: дети - важнейший приоритет государственной политики страны. Основной Закон гарантирует им все условия, чтобы росли духовно, интеллектуально и физически развитыми людьми. И на это работают тысячи школ, секций, музеев. Национальные проекты "Десятилетие детства" и "Демография" поддерживают семьи с детьми материально. Но, как говорит детский омбудсмен Анна Кузнецова, лучшая защита для детей все же умная и чуткая любовь к ним. Профессиональная. Без административного фанатизма, без желания любой ценой завоевывать очки к пресловутому рейтингу учебных заведений.

Хочется думать, что все же не последнее сподвигло директора одной из подмосковных школ пригласить на линейку первоклассников 1 сентября группу десантников. Странная идея, но военные должны были участвовать в концерте, подготовленном для малышей старшими школьниками. Все шло по сценарию, пока вэдэвэшники под музыку крушили кирпичи и демонстрировали боевые приемы борьбы, ловко перестраиваясь то в шеренгу, то в колонны. Апогеем стала стрельба холостыми патронами. Первоклашки стояли в каре, поэтому один из классов оказался мишенью. Лично видела, как дети приседали от страха, кое-кто, рассказывали родители, описался…

По словам психолога Светланы Качмар, любые учения с применением оружия, в масках, даже пожарные эвакуации, которые проходят очень часто не по правилам (детей выводят в толпе и суете, без верхней одежды), способны оставить в психике ребенка незаживающую рану: "И никто не инструктирует педагогов, что делать дальше. Вывели и построили на школьном стадионе, и они 40 минут там стоят, в ноябре, декабре…

Во время такой эвакуации, когда мой сын учился в первом классе, учительница была вынуждена прятать раздетых детей в подъезде ближайшего дома. Я интересовалась: есть ли какие-либо инструкции, как действовать после эвакуации? Нет".

Страшно то, что у подобных "мероприятий" отложенные последствия. Ведь пугаются обычно того, что неизвестно, что громко, непривычно...

И школа начинает ассоциироваться с опасностью. "На сознательном уровне мы можем проговорить, объяснить ребенку, что учение или представление не имело целью напугать его: "Тебя хотели развлечь, развеселить". И он поймет. Но на бессознательном уровне останется зарубка: подходя к школе, все 11 лет он будет воспринимать это место как небезопасное. Ведь кроме обычной информации о событии, он считывает и "метатекст": здесь опасно, будь начеку, не расслабляться, что-нибудь может случиться... На эти моменты накладываются всякие школьные проблемы, в частности с успеваемостью, трения с одноклассниками - все вместе вызывает такие последствия перенесенного стресса, как нежелание ходить в школу, участвовать во внеклассных мероприятиях и т.д.", - объясняет психолог.

Самое неприятное, что и родители ведут себя безграмотно. "Большинство из них вместо того чтобы написать заявление в департамент образования и прокуратуру, способны только на то, чтобы возмущаться в родительских чатиках. Не идут жаловаться и не придают огласке эти случаи, которые бывают очень часто", - считает Качмар.

Администрация же школы не всегда при согласовании концерта или спектакля интересуется, что у них "внутри", какова начинка. Так, кроме всевозможных учений, в школу просачиваются религиозные агитаторы сомнительного толка с раздачей своей литературы - много всего такого, что заставляет "поседеть" родителей. "А учителя настолько беззащитны перед директором школы и привыкли не возмущаться, что обычно предпочитают брать под козырек. Ведь показатели их успешности мало связаны с психологическим комфортом детей. Они связаны с оценками, количеством проведенных праздников, количеством поступивших в вузы и так далее… Понимание того, что учитель хороший прежде всего потому, что он любит детей, потеряно", - размышляет психолог.

Подготовила Елена Новоселова