Военные отправятся на специально оборудованном под такую миссию самолете Ту-154М ЛК-1. Он не предназначен для выполнения боевых задач, не несет вооружения, зато имеет на борту аэрофото- и видеоаппаратуру, с помощью которой можно фиксировать перемещения войск и военной техники. Российских инспекторов в полете будут сопровождать французские военные. Они проследят, чтобы вся аппаратура использовались по предназначению. А еще хозяева проконтролируют точный проход российского Ту-154М ЛК-1 по заранее утвержденному в Париже маршруту.
Миссия наших наблюдателей во Франции продлится до 25 сентября. Местом временного базирования российского "Ту" назначен аэродром открытого неба Орлеан - Бриси. Максимальная дальность маршрута ограничена 2078 километрами. Общая площадь района международного контроля района составит около 14 тысяч квадратных километров.
В принципе, все такие полеты можно назвать официально санкционированным воздушным шпионажем. Но дипломаты и военные предпочитают более "мягкую" терминологию. Они именуют эти миссии контрольными, имея в виду предусмотренный договором "Открытое небо" официальный мониторинг перемещения войск внутри страны. Соглашение, в общем-то, для того и придумали, чтобы исключить внезапное нападение какого-то государства на соседей.
Надо сказать, что воздушные проверки по договору "Открытое небо" и инспекции в рамках Венского документа от 2011 года, предусматривающего посещение зарубежными инспекторами военных гарнизонов других стран, - пожалуй, единственные сохранившиеся на сегодняшний день формы взаимодействия России с государствами НАТО в сфере безопасности. Другие совместные с РФ программы руководство Альянса свернуло после событий на Украине.
Режим инспекций по Договору "Открытое небо" охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран. Договор разрешает иметь на борту самолета видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники. Копии снимков обязательно передаются инспектируемой стране, а при желании - и каждому участнику договора.
Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года договор "Открытое небо" задумывался как своего рода жест доверия. По документу, контроль за дислокацией и перемещением вооруженных сил был в прямом смысле бесконтактным, но не ограничивал свободу наблюдений "хозяйской" волей. Первоначальную концепцию взаимного воздушного наблюдения предложил в 1955 году президент США Эйзенхауэр. А подписание договора инициировал Джордж Буш в 1989-м. Тогда подпись под документом поставили 27 государств, включая США и Россию. Сегодня список участниц превышает три десятка. Но и это не предел - договор имеет неограниченный срок действия и открыт для других государств.
Будущее этого договора поставил под угрозу президент США Трамп. Из-за явно надуманных претензий к России по выполнению требований договора он заявил о возможном выходе Соединенных Штатов из соглашений по открытому небу.