Сергей Анатольевич, как сказались на деятельности вашего центра ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой?
Сергей Иванов: В первую очередь из-за карантина пришлось свернуть очень важное направление нашей работы - организацию бизнес-миссий в зарубежные страны, а также были отменены все очные мероприятия внутри страны - выставки, семинары, конференции, в которых обычно участвовали и делегации предпринимателей Новосибирской области. Это, однако, не означает, что малый и средний бизнес у нас оказался в полной изоляции от потенциальных партнеров. Мы интенсивно развиваем наши электронные ресурсы. Теперь для этого у нас появились новые возможности.
Вы имеете в виду открытие центра "Мой бизнес"?
Сергей Иванов: Совершенно верно. Мы переехали в новое помещение в самый разгар карантинных ограничений - в конце апреля, а 9 сентября в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" состоялось официальное открытие центра "Мой бизнес" Новосибирской области. Расположен он в очень доступном месте - на улице Сибревкома, 9, в двух шагах от станции метро "Октябрьская", оснащен отличными подъездами и парковками. Но главное, конечно, то, что здесь на единой площадке разместились центр поддержки предпринимательства, центр инноваций социальной сферы, региональный Гарантийный фонд, Фонд микрофинансирования и Фонд развития промышленности, офис АО "МСП Банк", территориальное обособленное подразделение МФЦ для бизнеса. И здесь же будут функционировать Фонд содействия инновациям, инжиниринговый центр и наш Центр поддержки экспорта.
Такие центры в рамках нацпроекта организованы, наверное, во всех субъектах федерации?
Сергей Иванов: Да, но наш центр, пожалуй, один из лучших в стране, в том числе по техническому оснащению и инфраструктуре. С удовольствием повторю слова заместителя губернатора Сергея Семки, сказанные на торжественном открытии центра: "Это то место, где предприниматели могут получить все виды консультаций и выйти отсюда "оснащенными" информацией и знаниями".
И какой же информацией и какими знаниями оснащает предпринимателя ваш Центр поддержки экспорта?
Сергей Иванов: Не буду утомлять перечислением: все подробности нашей деятельности можно посмотреть на сайте центра "Мой бизнес": https://mbnso.ru - в разделе, посвященном Центру поддержки экспорта. Но один пример все-таки приведу.
Так, сейчас мы реализуем акселерационную программу "Экспортный форсаж", разработанную Школой экспорта Российского экспортного центра. К участию в ней мы приглашаем представителей экспортно ориентированных предприятий региона. Замечу, что обучение бесплатное, оно финансируется за счет средств федерального бюджета. Программа направлена на реализацию экспортного потенциала предприятий и формирование системного подхода к структурированию экспортного проекта - от выбора зарубежного рынка до расчета оптимального логистического маршрута, минимизации рисков и снижения издержек. Но это только теория, а практическая цель участия в программе - заключение участниками акселерации новых внешнеторговых контрактов по истечении двенадцати месяцев с момента вхождения в программу.
И все-таки живого общения с потенциальными партнерами вашим подопечным, наверное, не хватает?
Сергей Иванов: Конечно. Но кое-какое оживление уже намечается. Несколько дней назад в Москве в выставочном центре "Крокус Экспо" прошла уже ставшая традиционной выставка MosShoes. В ней участвовали как российские, так и зарубежные производители обуви и материалов для ее изготовления.
Эта выставка проходит уже более двадцати лет и отличается очень высоким уровнем, но нынешняя, в силу понятных обстоятельств, выглядела бледновато. Тем не менее в MosShoes приняли участие и пять представителей Новосибирской области, их поездку организовал наш Центр поддержки предпринимательства. Надеюсь, в следующем месяце состоится выставка в Узбекистане.
То есть вы все-таки планируете зарубежные поездки?
Сергей Иванов: Планируем. И выезды, и прием так называемых реверсных бизнес-миссий, прибывающих к нам из-за рубежа с ответными визитами. Одних только реверсных бизнес-миссий мы планировали на октябрь-декабрь пятнадцать. Плюс участие в международных выставках.
К сожалению, нынешняя ситуация в разных странах безжалостно корректирует наши планы. Например, в Индии в конце октября должны пройти две крупнейшие международные выставки - органических продуктов и по горному делу и оборудованию, но сейчас эта страна переживает мощнейшую вторую волну пандемии. Так что, скорее всего, если что-то и состоится, то в режиме онлайн.
Безусловно, хотелось бы большего общения, но, как говорится, жизнь диктует свои правила, и мы учимся по ним жить. Например, в начале лета мы провели вебинар "Возможности экспорта в Италию". По результатам вебинара для участия в проекте были отобраны три компании - ООО "Вакио", ООО "Натуральные продукты", ООО "Северные чаи". Итогом работы для всех трех компаний стало подтверждение предварительной заинтересованности иностранными контрагентами ООО "Вакио", ООО "Натуральные продукты" - с пятью компаниями, ООО "Северные чаи" - с восемью. Надеюсь, что эти предварительные договоренности закончатся заключением экспортных контрактов.
Но ведь компании могли бы и сами, без вашей помощи, выйти на контрагентов?
Сергей Иванов: Наверное, могли бы. Только с большими затратами и с потерями времени. Наши специалисты провели целый ряд мероприятий, были сформированы перечни целевых и заинтересованных компаний, проведена оценка конкурентоспособности экспортных предложений. Мы подготовили комплекты для презентации предложений иностранным партнерам, сформировали пул потенциальных иностранных партнеров, сделали рассылку экспортных предложений. Также были налажены связи с потенциальными партнерами посредством ведения коммерческой корреспонденции и телефонных переговоров, проведены переговоры с использованием видеоконференцсвязи, оказано содействие в проведении повторных переговоров.
Повторюсь, компании могли бы это и сами проделать, но специалисты ЦПЭ и наши коллеги-операторы этих мероприятий делают это профессиональнее, причем без затрат для компании.
А появилось ли в условиях карантина что-то совершенно новое в вашей работе?
Сергей Иванов: Появилось, но кризис здесь ни при чем. Мы постоянно расширяем спектр наших услуг, стараясь обеспечить нашим партнерам наиболее комфортный и эффективный выход на международный рынок. В августе Центр поддержки экспорта объявил набор компаний для перевода на иностранные языки презентационных и коммерческих материалов. Международная экспортная практика показывает, что перевод и адаптация коммерческих материалов повышает эффективность деловых переговоров.
Адаптация коммерческих материалов на язык страны потенциального партнера - одно из важных условий успеха для заключения новых экспортных контрактов. Эта услуга предоставляется бесплатно субъектам малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Уверен, она будет очень востребована.
На правах рекламы