Крымчане выступили против объездной дороги у водохранилища

Заречное находится в 15 километрах от Симферополя, из поселка открывается живописный вид на горы, за полем - чистейшее Аянское водохранилище. Здесь нет газа, воды и дорог. Местные жители признаются: экология и пейзажи - все, что у них есть, ради этого они здесь и живут. Многие поменяли городские удобства на сельскую тишину и чистый воздух.
Инфографика "РГ"

Евгений Крылов семь лет назад с женой и четырьмя детьми переехал из Симферополя в Заречное. Супруги давно мечтали жить в красоте, дышать свежим воздухом, ходить босиком по земле. Отсутствие в селе благ цивилизации Крыловых не испугали. Сегодня они уже не представляют себе жизнь в другом месте.

В прошлом году жители Заречного узнали, что через их поселок может пройти скоростная трасса - объездная дорога от Симферополя к Южному берегу Крыма. Ее протяженность 27 километров, пропускная способность - до 40 тысяч авто в сутки. Дорога нужна, чтобы разгрузить крымскую столицу от транспорта: так автомобилисты смогут попасть в Ялту, не заезжая в Симферополь.

- Все началось в ноябре 2019 года, когда жители села увидели перед своими домами геодезистов с треногами. От них и узнали, что здесь собираются строить трассу, - рассказывает Евгений Крылов.

Зареченцы добились встречи с представителями администрации Симферопольского района, на которой депутаты Добровского сельского поселения обнародовали письмо Минтранса РК к администрации Добровского сельского поселения с просьбой согласовать схему прохождения Юго-Восточного обхода рядом с Аянским водохранилищем.

Как оказалось, есть несколько вариантов строительства объездной дороги, окончательный проект еще не утвержден и не представлен общественности. По одному из них трасса пройдет прямо через село в 130 метрах от Аянского водохранилища. По второму дорога огибает военный полигон и пересекает действующую трассу в районе остановки Перевальное-1, далее проходит через садовое товарищество "Родничок" и вливается в действующую трассу в районе лесничества.

При любом раскладе у жителей через суд будут изымать земельные участки для государственных и муниципальных нужд. А те, кто останется здесь жить, окажутся зажатыми в кольце между двух дорог и несколькими мостами. Вместо тишины и чистого воздуха - круглосуточный шум и выхлопные газы.

Местные власти не обсуждали с населением компенсации. А недвижимость здесь дорогая и участки всегда в цене. Люди считают, что правительство республики и профильные ведомства должны проработать вопрос благоустройства для тех, чьи дома не попадут под снос.

Жители Добровской долины обратились к властям с просьбой не рассматривать вариант прохождения трассы около Аянского водохранилища и проработать вариант с наименьшим ущербом для населения и экологии предгорного Крыма.

В Крыму напряженная ситуация с водой, а водохранилище - единственное в этом районе. Оно было построено в 1928 году, его объем - 3,9 миллиона кубов. Источник находится в 1300 метрах, у самого подножья горы Чатыр-Даг, что исключает проникновение любых видов сточных вод. До 2014-го территорию водохранилища тщательно охраняли.

Крымские экологические организации выступили с предложением признать Симферопольское и Аянское водохранилища водными объектами питьевого назначения и присвоить им соответствующий статус. Это позволит ужесточить требования к экологической безопасности - как самих водных объектов, так и поясов водоохранной зоны. Но пока эту инициативу власти не поддержали.

Жители Добровской долины сами предложили альтернативный вариант строительства дороги: трассу можно безболезненно провести по Ангарскому военному полигону в окрестностях села или по его краю. Но Министерство обороны РФ его не одобрило.

Жители в растерянности, они не знают, что ждет их дальше.

Некоторые граждане, воспользовавшись неопределенной ситуацией, пытаются на ней нажиться. Появились объявления о продаже пустующих земельных участков площадью шесть и десять соток между существующей трассой и полигоном по бросовым ценам - 450 и 650 тысяч рублей. Именно эти наделы рассматривались в одном из проектов прохождения трассы. Но представитель продавца убеждает потенциальных покупателей, что "трассы здесь точно не будет".

Также в границах села рядом с первой линией в месте предположительного прохождения трассы по первому варианту месяц назад начали появляться "картонные домики" - так окрестили местные жители быстро возводимые строения из облегченных панелей. Их владельцы при минимальных затратах на строительство надеются получить хорошую компенсацию от государства за снос этих сооружений.

23 сентября состоялась встреча жителей сел Заречное и Пионерское с вице-премьером РК Евгением Кабановым, министром транспорта Сергеем Карповым, главой администрации Симферопольского района Дионисием Алексановым.

Евгений Кабанов подтвердил, что рассматривается несколько вариантов строительства трассы. По одному из них при соблюдении всех норм действующего законодательства трасса пройдет вблизи Аянского водохранилища. В этом случае под изъятие попадает 112 участков. По другому проекту, трасса пойдет ниже полигона, под изъятие попадает 172 участка, но этот вариант на 40 процентов дороже, чем первый.

- Мы слышим мнение граждан и склоняемся к варианту провести дорогу рядом с полигоном. На общественные слушания вынесут два проекта строительства трассы - тот, за который проголосует большинство, и будет утвержден, - пообещал Евгений Кабанов.