Торжество по случаю передачи из минтранса РФ 58 новых низкопольных автобусов для белгородских улиц стало поводом еще раз обсудить реформу общественного транспорта в городе и окрестностях. Полная замена старой маршрутной сети на новую, которая позволит бесплатно пересаживаться из одного автобуса в другой, еще раз поощрит безналичную оплату проезда и усилит прозрачность работы автобусов и троллейбусов на маршрутах.
Заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов, передавая символический сертификат на десятки новых ЛиАЗов, отметил, что Белгород стал одним из первых городов, которые в федеральном центре решили поддержать в приобретении автобусов по программе лизинга. Все дело в том, что в регионе и городе уже многое сделано для удобства пассажиров. Однако эти 58 машин не предел: следующая поставка позволит увеличить число автобусов до 65, пока же городские власти и руководство оператора пассажирских перевозок в Белгородской агломерации решили вывести свежие ЛиАЗы на самые оживленные маршруты.
Примечательно, что внешне новые автобусы, если не присматриваться к деталям окраски, ничем не отличаются от тех, что уже курсируют по белгородским улицам. Однако главное отличие новых машин - в тотальном контроле за ходом поездки и поведением водителя. Интеллектуальная система "Антисон" представляет собой камеру, которая подмечает особенности состояния водителя.
- Камера отреагирует не только на то, как часто водитель начнет моргать, когда устанет, - пояснил замгенерального директора ЕТК Алексей Тихонов, - но еще и в том случае, если он закурит во время движения по маршруту или начнет разговаривать по мобильному телефону. На панели перед водителем предусмотрен небольшой экран, и на нем отобразится запрет на то же курение. Информация обо всех нарушениях поступает в компанию-перевозчик, а уже там будут принимать меры.
Стоимость каждой системы с "умной" камерой - около 50 тысяч рублей: разработка исключительно российская, однако пока в наличии этих продуктов не так много. Поэтому в Белгороде оснащать системой "Антисон" автобусы будут постепенно - до конца будущего года намерены оборудовать ими весь подвижной состав. Наверное, это будет последнее, что можно сделать для контроля за общественным транспортом, ведь вся сеть уже просматривается благодаря навигационным системам.
Впрочем, каждый программный продукт ведет за собой внедрение других инноваций. Так, первый замглавы региона Денис Буцаев отметил, что главная цель всех перемен - сделать общественный транспорт более быстрым, доступным и комфортным.
- Мы подходим к этому вопросу комплексно, - пояснил Денис Буцаев. - Есть успехи, но есть и проблемы, и ними мы будем разбираться. Наша задача - улучшить ситуацию с движением общественного транспорта так, чтобы изменения не сильно повлияли и на движение личных автомобилей.
Первый вице-губернатор предложил рассмотреть возможность внедрения системы интеллектуального расписания: чтобы автобусы в час пик не ехали переполненными, на маршруте их должно быть несколько с минимальным интервалом. В другое время, когда транспорт не так востребован, расписание может и не корректироваться.
Глава Единой транспортной компании Александр Васильченко отметил, что все интеллектуальные новшества в организации рабочего процесса позволили увеличить выручку и сделать перевозки прозрачнее не только в городской черте, но и за ее пределами. Так, по его словам, безналичная оплата - а по данным ЕТК, лишь 14 процентов белгородцев пользуется наличными деньгами в транспорте - помогла проследить за потоком пассажиров, сделать выводы о востребованности маршрутов и скорректировать прежнюю маршрутную сеть.
Совсем скоро прежние принципы движения и маршруты останутся в прошлом: волонтеры с планшетами в руках уже дежурят на остановках и в автобусах. Пока они просто проверяют, как работают новые валидаторы. Узнать, сколько зайцев в маршрутке, можно, просто приложив карту к планшету контролера. Эксперты уже отметили, что с введением безналичной оплаты каждый автобус зарабатывает гораздо больше, чем до этого. С чем связан такой рост выручки, догадаться несложно: с банальным воровством водителей в прежние времена. Но прекратилось ли оно?
Ответом на такой вопрос сразу после совещания с замминистра послужила ситуация на маршруте, следующем в поселок Разумное. Несколько десятков человек в салоне автобуса, включая собкора "РГ", до самого поселка ехали зайцами. Типичная ситуация: в начале маршрута и после водитель отказывается принимать оплату на входе, нарушая новые правила и мотивируя это заботой о благополучии собственного работодателя.
- Вы мне сейчас скажете, что до кольца едете, а сами до самого аквапарка прокатитесь, - говорит он. - А за городской чертой за каждый километр - два рубля с лишним! Но меня не проведешь, будете на выходе платить, чтобы без обмана.
Сколько пассажиров лукавят и экономят по 2,5 рубля на километре, сказать сложно. Только вот на линии теперь процесс контролируют муниципальные чиновники. Они заходят в салон, просят предъявить билеты. А их попросту нет ни у кого!
- Мы не штрафуем пассажиров за безбилетный проезд, - признался один из них. - Но, как только заработает новая маршрутная сеть, будем. Пока просто останавливаем автобус и заставляем водителя всех обилетить. О том, что здесь водители так себя ведут, мы знаем, потому и стали проверять. Вот посмотрите наши бумаги: в одном автобусе всего три человека без билета, в другом - по несколько десятков зайцев! И так через одного. Вы только представьте, сколько денег может пройти мимо кассы!
- Да как же они пройдут, если люди картами платят? - спрашиваю. - Мы же перечисляем за проезд через банк перевозчику, и какая разница - в начале поездки или в конце.
- Примерно процентов двадцать все еще пользуются деньгами, - ответил мой собеседник. - И разница, при входе платить или при выходе, существенная. Представьте, нет у вас карты. Вы едете без билета всю дорогу, на выходе кладете наличные на полочку - и что? Ждете чек? Нет! Вы выходите и забываете о самой поездке. Он может даже не пробивать вам билет, а ваши деньги идут куда угодно.
Начальник департамента цифрового развития региона Евгений Мирошников подчеркивает: совсем скоро водители будут полностью исключены из процесса оплаты. Даже в пригороде. Чиновники введут систему "вход - выход", и как раз на маршрутах, которые простираются за пределы городской черты, это должно сработать. На входе пассажир, приложив карту к валидатору, заплатит 20 рублей за поездку по городу, на выходе - дополнительную сумму за те самые километры, о которых так переживают водители в пригороде. Однако эта система - для карт, а как она будет работать с наличными, белгородцы узнают совсем скоро.
А как у соседей
В Курске тоже намерены реформировать систему общественного транспорта, однако пока эксперты изучают особенности движения по городу и ресурсы перевозчиков. Тем временем жители города жалуются на большие сложности с маршрутками и троллейбусами в вечернее время: после 20.00 передвигаться по областному центру, по их словам, лучше на такси. Проблема стала настолько резонансной, что решением озаботились на уровне региональных властей. Как сообщили в пресс-службе администрации области, в городском департаменте пассажирского транспорта решили добавить дежурные рейсы автобусов после 21.00. ПАЗы, по сообщению чиновников, должны поехать в поселок Северный, микрорайон Волокно, Северо-западный микрорайон и на проспект Вячеслава Клыкова. Движение будут контролировать.