Власти Ставрополя подняли тариф на уличную торговлю

Продавцы на популярных в городе ярмарках выходного дня, которые проходят под брендом регионального проекта "Покупай Ставропольское!", начали поднимать цены на свою продукцию. Это произошло после того, как недавно администрация столицы края передала торговые площадки под контроль своего МУП, отняв у прежних организаторов - казачьего общества "Станица Казанская". Как часто происходит в подобных случаях, сразу же были подняты тарифы на торговые места.
Владимир Аносов/РГ

Ярмарки выходного дня появились в Ставрополе в 2012 году при прежнем мэре Андрее Джатдоеве. С тех пор каждый уикенд производителям выделялись одна-две площадки по утвержденному графику. На них можно было бесплатно торговать огородникам, дачникам, индивидуальным предпринимателям и даже юрлицам.

Подобных точек 31, причем некоторые так понравились местным жителям, что на них торговля шла каждые выходные. Однако уже не бесплатно: администрация разрешила организовывать процесс третьим лицам и брать с продавцов деньги за участие. Но после карантина мэрия все отдала на откуп своему МУП "Бытсервис", подняв расценки.

- А ведь идея ярмарок заключалась именно в том, что, скажем, фермеры могли продать свежие овощи, фрукты, колбасы, сыры, а горожане - купить товар по невысокой цене. Теперь все это чиновники превращают в свой бизнес. Я, к примеру, арендую просто кусок асфальта. Ну не может уборка пустой территории раз в неделю и право пользования биотуалетом в течение суток стоить тысячу триста рублей! - удивился в разговоре с корреспондентом "РГ" Виталий Ковалев, один из продавцов на ярмарке выходного дня.

В администрации Ставрополя говорят, мол, никакой платы за торговлю в назначенные дни на ярмарке не существует. Платить должны только те, кто занимает площадку в другие дни. Но тут и возникает противоречие: на сайте мэрии все площадки для торговли в субботу и воскресенье указаны как места реализации проекта "Покупай Ставропольское!". И бесплатная из них только одна.

Смену организатора в мэрии объяснили так.

- В начале пандемии работу ярмарок приостановили, - говорит замруководителя комитета муниципального заказа и торговли муниципалитета Виолетта Сидоренко. - Роспотребнадзор позже разрешил их проводить с соблюдением рекомендаций - масочный и перчаточный режим, социальная дистанция. Тогда МУП "Бытсервис" взял под контроль именно те площадки, которые закрепились как постоянные. Они открыты каждые выходные, независимо от того, есть ярмарка по графику или нет.

"Не может уборка пустой территории раз в неделю и право пользования биотуалетом в течение суток стоить тысячу триста рублей!"

В администрации уверяют: тарифы для торговцев тщательно рассчитываются и "прорабатываются" отделами и комитетом по финансам. Максимальный составляет 147 рублей за квадратный метр.

- Как рассчитывалась плата у других организаторов и на что пошли эти деньги, мы не знаем. На них, кстати, регулярно поступали жалобы, а наш МУП не разрешит торговлю товарами сомнительного происхождения, скажем мясом из багажника. Мы обязаны наладить работу на всех площадках. По-прежнему есть график: по одной бесплатной ярмарке в неделю, причем адрес каждый раз меняется, - добавляет Сидоренко.

В казачьем обществе корреспонденту "РГ" заявили, что администрация попросту "отжала" у них права на проведение ярмарок, в частности на улице Васильева, и они намерены это оспорить. По словам атамана "Станицы Казанской" Бориса Пронина, глава города Иван Ульянченко только недавно узнал, что организатор сменился, и обещал рассмотреть этот вопрос в ближайшее время.

- После снятия карантина нам сказали, что город будет проводить бесплатно все ярмарки. Мы с пониманием отнеслись, ведь ситуация сложная, - рассказывает атаман. - Нас предупредили, что это временно, только на несколько недель. А потом бывшие участники наших ярмарок показали постановление, где предприятие "Бытсервис" выставляет 147 рублей за квадратный метр. Но палатки у торговцев и 10 квадратов бывают, то есть вместо 500 рублей, которые мы брали, уже 1500 рублей за сутки работы получается.

Сами торговцы говорят, что плату с них берут и в тех местах, где ярмарка должна быть бесплатной, потому что проходит она под брендом "Покупай Ставропольское!".

- Раньше это место стоило 600 рублей, сейчас 800, а с некоторых берут еще больше. Зато условия не изменились, - удивляется торговец на улице Серова. - К главе города обращались с вопросом: почему теперь администрация проводит ярмарки? А он, оказывается, не в курсе. В результате страдают и предприниматели, и покупатели. У меня на помидоры наценка 10 рублей всего, то есть 80 килограммов надо продать, чтобы прибыль получить! Но кто же будет работать себе в убыток? Выход у нас с коллегами один - дружно поднимать цены.

Выходит, за год на каждой из площадок в Ставрополе может пройти максимум две бесплатные ярмарки. Остальные же, заявленные на сайте мэрии как часть проекта "Покупай Ставропольское!", - это сдача территории в аренду местным предпринимателям, в том числе и казакам. С той лишь разницей, что теперь для участников увеличен тариф. А раз за место приходится платить, то и цены на продукты стали подниматься.

Устраивает ли горожан проведение в их районе ярмарок с низкими ценами только пару раз в год - вопрос риторический...

Мнение

Павле Мрвалевич, сопредседатель Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ":

- Когда-то наши рынки, которые сейчас поменяли форму собственности, были колхозно-кооперативными. Туда приезжали пайщики и могли продавать свою продукцию. Теперь же появились такие ярмарки. Но если власти муниципалитета что-то начали делать для горожан, то не надо превращать это в выгодный для некоторых людей бизнес. Особенно сейчас, когда из-за пандемии у немалого числа людей снизились реальные доходы. Именно бесплатные для местных производителей ярмарки, где можно приобрести продукты по весьма приемлемой цене, очень помогают малообеспеченным горожанам.

Можно было бы понять, если бы после инициированных администрацией города перемен в организации ярмарок произошли положительные для горожан изменения. Но на деле все свелось, судя по всему, к увеличению тарифов, а финансовая нагрузка переложена на тех, кто привозит дешевую продукцию. И это, без сомнения, несвоевременное решение.