Как противостоять фейкам в соцсетях и СМИ
Но все-таки, как резюмировали присутствующие, не безнадежно. Председатель Союза журналистов Беларуси Андрей Кривошеев, например, сразу огорчил аудиторию тем, что, по его мнению, прогосударственные медиа с опозданием отреагировали на рост цифровизации на рынке. Он констатировал "хроническое отставание законодательной базы - в нормативных актах нет до сих пор должностных инструкций для SMM-менеджеров, редакторов видеоконтента". Поэтому, признал он, приходится "с боем и кровью" отвоевывать себе традиционную аудиторию. Сделать это непросто, так как на "финансирование деструктивных информационных атак в неделю наши оппоненты тратили на пике пандемии до одного миллиона долларов. Травля наших журналистов тоже имеет место быть - более 400 коллег получили угрозы в свой адрес".
Одновременно с этим, по оценке Андрея Кривошеева, очень важным фактором стала поддержка со стороны российских СМИ, направленная на то, чтобы сбалансировать и переломить ход информационной войны, и ставшая для многих оппонентов из-за рубежа большой и неприятной неожиданностью.
"Если мы не совершим фатальных ошибок, то вся эта параллельная медиареальность имеет тенденцию к затуханию, - резюмировал эксперт. - Но информационную политику нам надо пересматривать, и цифровизация медиа - наш главный приоритет на ближайшее время. Кроме того, я считаю, что нам сегодня нужен омбудсмен по цифровизации и омбудсмен по защите журналистов".
Взявший слово Генеральный директор-главный редактор издательского дома "Беларусь сегодня" Дмитрий Жук обратил внимание на то, что сегодня, к сожалению, очень низок уровень критического мышления у старшеклассников: в частности, они не знают ни истории, ни своих героев. А также существуют большие опасения по поводу тех, кто готовит журналистов, политологов, историков.
Однако готовить профессионалов - только одна сторона проблемы. Тот факт, что все мы являемся заложниками тиражей и рейтингов, сегодня приводит к тому, что если журналист завязнет в проверках какой-либо новости, то потеряет время, а значит, своего читателя, считает Елена Еловик, редактор отдела творческих проектов газеты "7 дней" (УП "БелТа"). Впрочем, правила "журналистской гигиены" тоже есть, и они довольно просты: проверка факта, обращение к разным источникам и экспертное мнение.