Как изменения климата влияют на развитие Северного морского пути

Площадь морских льдов российских морей в Арктике сокращается. Уже сейчас в конце лета она колеблется от 200 до 300 тыс. кв. км, что в 4-5 раз меньше, чем в 1980-х годах. Изменение ледовой обстановки является ключевым элементом развития Северного морского пути (СМП), поскольку непосредственно влияет на себестоимость перевозок по этому маршруту.
iStock

"В июле этого года был зафиксирован новый абсолютный минимум ледовитости Арктики за всю историю наблюдений, - говорит советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев. - Ее снижение в морях, где проходит СМП, как облегчит непосредственно доступность и навигацию по данному направлению, так и снизит общие эксплуатационные издержки. Изменение климатической ситуации позволит уменьшить расходы на специальное оборудование, ледоколы, соответствующий экипаж, оснащение береговых объектов. Это не только упростит проход судов через Северный морской путь, но и повысит его конкурентоспособность по сравнению с другими транзитными маршрутами".

В 2019 году по СМП было перевезено 31,5 млн тонн грузов. В 2024 году планируется увеличить трафик до 80 млн тонн грузов, в 2030 году - до 90 млн тонн, а в 2035 году - до 130 млн тонн. Это следует из утвержденной Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. С 2025 года СМП должен быть доступен круглогодично и в западном, и в восточном направлениях. Последнее особенно важно, поскольку долгое время считалось, что восточный маршрут в зимнее время непроходим. Для решения этой задачи сейчас в том числе создается ледокольный флот.

За 30 лет температура воздуха в районе арктических морей значительно выросла. По данным Росгидромета, рост температуры в районах арктических морей, включая повышение температуры атмосферы в районе Карского моря, составил до 4,74 градуса по Цельсию. "Существует ряд исследований, прогнозирующих полное исчезновение летнего льда в районе Севморпути во второй половине этого века, - говорит Руслан Эдельгериев. - Ученые Университета Гамбурга полагают, что даже при удержании роста глобальной средней температуры приповерхностного слоя атмосферы в пределах 2 градусов Цельсия, что является целью Парижского соглашения по климату, арктический морской лед в летние периоды все равно, скорее всего, исчезнет к 2050 году".

Сейчас в сентябре площадь льда по всему СМП составляет всего 30 тыс. кв. километров, что очень мало, по сравнению с данными конца ХХ века. Например, в 1983 году в восточном секторе Арктики 9 октября был раздавлен сухогруз "Нина Сагайдак", чего сейчас бы произойти никак не могло, рассказал "РГ" заведующий лабораторией долгосрочных ледовых прогнозов и ледового режима "ААНИИ", к. г. н. Александр Юлин.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов/ Александр Емельяненков

Зачем же тогда Россия создает мощный ледокольный флот? Ответ на поверхности. Зимой необходимость ледокольной проводки никто не отменял, и без нее навигация в этот период невозможна. Кроме того, Арктика - непредсказуемый регион, и возможно образование ледяных заторов в восточном направлении даже поздним летом. Также нужно принимать во внимание, что крупнейшие порты, где начинают свой путь арктические суда, находятся в морских заливах и устьях больших рек, которые промерзают значительно сильнее открытых вод. И здесь без ледокольной проводки обойтись не получится.

110 миллиардов рублей составил общий объем государственных инвестиций в инфраструктуру Северного морского пути

Как ранее заявлял "РГ" зампред правительства - полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, "мы все-таки живем сегодня и не можем сидеть, ждать потепления и ничего не делать. Арктика - это стратегическая для России территория. Она дает нам целый ряд новых возможностей. Будем строить ледоколы, а если потеплеет, накопленные компетенции пригодятся для строительства судов неледового класса".

В связи с таянием арктических льдов возникают и проблемы с погодой. "Площадь открытой воды становится больше, а арктические шторма никуда не делись, - говорит заведующая лабораторией взаимодействия атмосферы и океана Института физики атмосферы, д.ф-м.н Ирина Репина. - Сейчас они стали сильнее и чаще, что сильно осложняет навигацию. С этой точки зрения СМП в последние годы стал значительно опаснее".

Таяние льдов в морях, где проходит СМП, облегчит навигацию по данному направлению и снизит общие эксплуатационные издержки

Именно поэтому очень важны постоянный мониторинг и прогнозирование климатических изменений и ледовой обстановки в Арктике. Как рассказал Руслан Эдельгериев, для этого используются обширная статистическая база, прямые наблюдения и ледовая разведка. Мониторинг также осуществляется с бортов летательных аппаратов и непосредственно кораблей для дальнейшей передачи информации навигационным службам. Существуют большие возможности для дальнейшего совершенствования этой системы, включая применение беспилотных летательных аппаратов с суши или непосредственно с борта судна, а также использование данных с космических аппаратов.

Среди последних наибольшую ценность представляют спутники, которые могут производить измерения в радиолокационном диапазоне, то есть получать точные данные вне зависимости от времени суток, климатических условий и облачности. В 2021 году для наблюдения за ледовой обстановкой и климатическими изменениями в акватории СМП планируется запуск спутника "Арктика-М", который будет работать в радиолокационном, видимом и инфракрасном диапазонах.