Жители домов смогут снизить плату за некачественное водоснабжение

Требовать перерасчет не только при отключении воды, света или газа, но и в случаях, когда коммунальные услуги оказываются некачественно, могут теперь, ссылаясь на Жилищный кодекс, жители. Ранее о такой возможности говорилось лишь в правилах предоставления коммунальных услуг. Какие услуги можно считать некачественными, перечислено в приложении опять же к этим правилам (постановление правительства N 354 от 6 мая 2011 года).

Так, холодная вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 о питьевой воде. В санитарных правилах приводятся предельные концентрации химических веществ, требования к запаху, привкусу, цвету и мутности воды. Можно вычесть из квитанции плату за каждый день, когда вода из крана была мало похожей на идеальную. Причем перерасчет коммунальщики должны сделать независимо от показаний счетчиков.

Давление в системе водоснабжения должно составлять от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). Если напор слегка ослабел, то за каждый час, когда это отмечалось, месячная плата снижается на 0,1%. Если же давление совсем упало (более чем на 25%), то вычитается плата за весь этот день.

Отключать воду при отсутствии аварий разрешается не более чем на 4 часа подряд и до 8 часов в сумме за месяц. Горячая вода при аварии на тупиковой магистрали может отсутствовать до 24 часов подряд (эти требования не распространяются на весенне-летние отключения воды для профилактических работ). За каждый час превышения размер платы снижается на 0,15%.

Температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов. Разрешаются отклонения в 5 градусов с полуночи до 5 утра и в 3 градуса днем. За каждые 3 градуса отступлений сверх того месячная плата уменьшается: час нарушений вернет жителю 0,1%. Если же температура воды оказалась ниже 40 градусов в точке разбора, то за эти часы можно платить за горячую воду по тарифам холодной.

Температура горячей воды должна быть от 60 до 75 градусов

Жаловаться на проблемы нужно в аварийно-диспетчерскую службу, где заявку обязаны зарегистрировать. В течение 2 часов в квартиру должны прийти с проверкой сотрудники коммунальных организаций. Если возник спор о факте нарушений или их масштабе, любая из сторон может назначить экспертизу качества услуги. Если нарушений не будет выявлено, настоявший на экспертизе житель должен будет оплатить расходы на нее. Если же экспертизы никто не потребовал, но спор остался - назначается дата повторной проверки уже с участием Госжилинспекции и общественного объединения потребителей. В крайнем случае акт проверки качества жители могут составить самостоятельно, его должны подписать двое соседей и председатель совета дома.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Марина Трубилина