Минсельхоз представил российскую гастрономическую карту

Каклаган каз, бурятские буузы, сосьвинская селедка, сидиминский мед, мичуринские яблоки - далеко не полный перечень победителей первого национального конкурса региональных брендов продуктов питания "Вкусы России".
РИА Новости

Его итоги Минсельхоз подвел 8 декабря. Из 508 заявок, поступивших из 79 регионов, выбраны 24 победителя в восьми номинациях.

В конкурсе принимали участие как давно известные россиянам бренды (вроде башкирского меда или вологодского масла), так и совсем неизвестные широкой публике. Пытаясь выделиться на фоне конкурентов, на протяжении конкурса регионы слагали песни своим брендам, устраивали флешмобы. А глава Республики Бурятия Алексей Цыденов даже в прямом эфире на церемонии награждения показал мастер-класс по приготовлению бурятских буузов.

Для приготовления буузов используют баранину, говядину, конину, свинину в разных сочетаниях. Традиционный рецепт состоит из фарша, лука, специй и теста. Буузы готовят на пару в специальных кастрюлях - "позницах". У самого блюда несколько легенд возникновения. Так, говорят, что 400 лет назад, во времена распространения буддизма на бурятской земле, глава тибетских лам пригласил в гости бурят, а к их приезду приказал приготовить буузы - "мясо, завернутое в тесто". Шарики из рубленого мяса с салом оборачивали тестом, оставляя небольшое отверстие, вокруг которого делали ровно 33 защипа. Столько было складок в одеждах тибетских священнослужителей. По задумке главы это блюдо должно было символизировать повиновение и поклонение бурятских племен буддизму.

У татарского вяленого гуся своя история. В Татарстане обилие водных пространств, что в достатке обеспечивало население мясом птицы. Тушки птиц засаливали целиком и хранили на чердаках. Таким образом получали татарские деликатесы - каклаган каз ("вяленый гусь") или каклаган урдэк ("вяленая утка"). Их рецепт позволяет получить вкусное мясо длительного хранения без холодильников и консервантов. Каклаган каз обычно подавали к праздничному столу. Давняя традиция сохраняется и сейчас.

Для приготовления бурятских буузов используют баранину, конину, свинину. Их готовят на пару

В числе победителей конкурса оказался и другой гусь - кологривский. Кологрив - единственное в России место, где в черте города около месяца можно вживую наблюдать сразу за несколькими видами гусей. С каждым годом туристическое паломничество сюда возрастает. Понаблюдать за редкими видами гусей съезжаются ученые и любители со всего мира. В 2015 году появилось личное подсобное хозяйство, которое занялось выращиванием этой птицы. Организовали его несколько студентов-друзей, которые переехали из столицы в глубинку после окончания вуза.

Другой победитель конкурса - сосьвинская селедка, была любима в России с давних времен, и раньше ее даже называли царской селедкой. Очень ценил ее вкус Петр Первый. Сосьвинское чудо на протяжении многих лет ежедневно подается на завтрак королеве Англии. Внешне тугун (сосьвинская селедка) напоминает миниатюрную сельдь или крупную кильку. Он имеет длинное туловище, сжатое с боков и несколько утолщенное в области спинки. Рыба имеет нежное, сочное, ароматное (с запахом свежего огурца) мясо.

Еще один победитель конкурса - сидиминский мед - появился в таежном поселке, расположенном южнее Хабаровска в таежной зоне, где произрастают исключительные таежные медоносы.

А целебные свойства Томского кедрового молока были широко известны не только в Сибири, но и во многих странах Западной Европы. Чтобы приготовить молоко, надо было растолочь орехи прямо со скорлупой и залить горячей водой, собрав всплывшие скорлупки с поверхности.

Проект позволил сформировать уникальную гастрономическую карту России, считает министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Он уверен, что конкурс будет способствовать увеличению объемов производства продуктов питания малыми предприятиями и фермерскими хозяйствами, развитию экспортного и туристического потенциала регионов страны и повышению узнаваемости и востребованности региональных брендов у потребителей.

Для победителей будет реализован комплекс мер продвижения локальных брендов, что позволит еще ближе познакомиться с самыми оригинальными и качественными российскими продуктами. "Победа в данном случае - это не просто вопрос имиджа, это конкретные действия, направленные на повышение экономической эффективности сельхозтоваропроизводителей", - подчеркнул Дмитрий Патрушев.