Инициатор возрождения ремесла - этнограф доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова. Первая мастерская истинга (по-ингушски это ковер) открылась три года назад в Республиканском Доме народного творчества. Само искусство в регионе называют хетт-ферт, что в переводе означает "войлок соединенный".
В команде историка - более десятка женщин, каждая из них при работе над ковром отвечает за конкретный участок. Нерушимое правило - мастерицы должны четко воспроизводить национальный орнамент. Учебным пособием для самой Зейнеп стал альбом с ингушскими орнаментами, выпущенный в 1924 году. Издание в свое время приобрел на московской барахолке ее земляк, позже уникальная книга попала в руки к любительнице ковроделия.
В древности войлочное ремесло было широко распространено в Ингушетии. Прежде всего это связано с климатическими особенностями региона, а также с религиозными и ритуальными обрядами, отчасти сохранившимися и сегодня. Матрас и подушка набивались коричневой или черной очищенной овечьей шерстью, ведь хозяевам каменных родовых башен нужно было заботиться о тепле, а шерсть овцы обладает согревающими и даже целебными свойствами.
В процессе создания современного ковра участвует от девяти до 11 женщин, старшей из которых - 70 лет, а младшей - 13.
- Из-за пандемии зачастую общаемся по интернету. Объясняю, что делать, указываю на ошибки. Так даже удобнее, работа идет более слаженно и быстро, - рассказывает Зейнеп Дзарахова.
Для войлока принципиально используют шерсть, полученную местными овцеводами, чтобы поддержать аграриев. Мастерицы не покупают ее, им пока сырье предоставляют бесплатно.
- В Ингушетии очень хорошая овечья шерсть, один из наших селекционеров отдает нам сырье белого цвета, другие же - серого, черного и бежевого, - продолжает этнограф.
Изготовить войлочный ковер - труд непростой. Для начала шерсть нужно расчесать и постирать, потом свалять руками. Если нужен тонкий ковер (его вешают на стену, и он всегда с орнаментом), свалять нужно тонким слоем, если толстый, чтобы положить на пол, - соответственно, толстым слоем (такие ковры узоров не имеют).
Интерес к истингу среди жителей Ингушетии растет. Мастерицы делают ковры разных размеров, в том числе маленькие для молитвы, которые приобретают все большую популярность в республике.
- Войлочные коврики часто просят изготовить в приданое невесте, нередко в качестве подарка родителям жениха, и узор несет информацию о тейпе или месте жительства будущих родственников, - говорит житель Ингушетии Ислам Мержоев.
Сегодня даже зародилась мода на истинг.
- К нам обращаются соотечественники, проживающие в странах СНГ и Европы, которые хотели бы украсить свой дом вещью с ингушским орнаментом, - сообщила Дзарахова.
Но созданные Зейнап и ее ученицами ковры пока не продаются, их дарят родственникам и друзьям или оставляют в коллекции этнографа. Она состоит уже из 32 изделий. Одна из коллекций под названием "Ангушт" демонстрировалась в дни 250-летия единения Ингушетии с Россией.
Но продажа изделий - в планах активисток возрождения истинга. Они собираются продавать их не поштучно, в частные руки, а коллекциями - музеям и другим организациям. По оценкам специалистов, войлочная коллекция "Ангушт" может стоить от 300 до 400 тысяч рублей.
Справка "РГ"
Композиции истинга всегда имеют определенный смысл. Например, нередко используется изображение древа жизни, символизирующее бережное отношение к своим истокам и ответственность перед будущими поколениями. По ковровому орнаменту подчас можно узнать конкретную местность и то, насколько благополучна там жизнь. Мир и спокойствие передается на ковре симметричными формами, а тревога - асимметрией.