В онлайн-голосовании больше всех баллов набрал самый известный волгоградский продукт: горчичное масло. Его знают как в области, так и за ее пределами. Небольшие объемы идут даже на экспорт в Германию, Латвию, Индию и США.
- Многие думают, что наше масло острое, как горчица. Но оно на вкус примерно такое же, как другие виды растительного масла, хотя и с ярко выраженным ароматом. При этом в нем высокое содержание полезных веществ, примерно на уровне оливкового. Только горчицу выращивают не где-то за морем, а в Волгоградской и близлежащих областях, - говорит менеджер по внешнеэкономической деятельности завода Галина Савельева. - На предприятии мы контролируем весь процесс, от посева до сбора урожая. Одна из основных задач - создать репутацию полезного продукта, который можно использовать и в кулинарии, и в косметологии.
А вот хлебобулочные изделия из Волгоградской области сложно назвать узнаваемым брендом. Однако конкурсант из Светлоярского района (к югу от города-героя) успешно осваивает локальный рынок.
- При создании пекарен мы намеревались печь хлеб, как в нашем детстве. Хотя мы используем не только аутентичные старые, но и новые технологии, - рассказывает генеральный директор хлебозавода Марина Малахова. - У нас около 40 сортов хлеба: дрожжевой, на сыворотке из коровьего молока, заливной, тостерный. На конкурс вышли с хлебом из пяти видов пшеницы.
Предприятие загружено не полностью, отмечает бизнесвумен. Производственные резервы есть. Сейчас идут переговоры еще с одной сетью и социальными учреждениями.
Похожая ситуация и с колбасной продукцией: какой-то особой репутации здесь у Волгоградской области нет. Рыба, арбузы, помидоры - может быть. Тут сама природа помогает. Тем не менее, бизнес ведь затевался в расчете не на туристов, а на местных жителей. И эта ставка себя оправдывает.
- Наш завод в Быкове строили вместе с ГЭС для обеспечения нового города Волжского. В 2009 году я начал заниматься мясной продукцией и столкнулся с тем, что в колбасе слишком много заменителей, - сказал коммерсант Сергей Захаров. - Вместе с братом мы решили восстановить быковский завод и использовать местное сырье без химии и консервантов. У нас объемы производства небольшие, но хотим расширяться. Людям нужен продукт не только подешевле, но и покачественнее. Правда, потребители от качества отвыкли. Поначалу они пугались и даже жаловались, что колбаса у нас серая. Приходилось объяснять, что это ее нормальный цвет без красителей.
Распространяют колбасники свой товар через собственную сеть магазинов в Быкове, Волгограде и Волжском. Есть поставки в Пензенскую область.
Предприниматель из Городища Олег Пятибратов сначала просто выращивал перепелов для своей семьи, так как их яйца полезнее куриных. Постепенно поголовье птиц росло, Олег стал отдавать часть продукции на реализацию в местные магазинчики. Сейчас его птицы дают от 20 до 40 тысяч яиц ежемесячно в зависимости от сезона. Фермер планирует увеличить производство до 150 тысяч штук и наладить продажи деликатесного мяса. В кооперации с быковским заводом решено производить перепелиную тушенку. Кстати, очень редкий продукт на полках в супермаркетах. Конкурентная среда очень комфортная. У Олега единственная крупная перепелиная ферма в радиусе 700 километров. Так что в планах - обеспечивать всю область.
- Заказов много, выполнить все мы пока не можем. Обычному фермеру очень трудно зайти в сеть, но мы члены кооператива, поэтому нам удалось, - рассказал фермер корреспонденту "РГ". - Вообще нужно, чтобы кто-нибудь лоббировал интересы местных производителей, чтобы для их товаров было гарантированное место на полке. Тогда вы бы удивились, сколько у нас всего интересного выпускают.
Уже упомянутый сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив объединяет около 40 фермерских хозяйств, малых и средних предприятий. Тут как в классической притче про веник, который сломать гораздо сложнее, чем отдельные прутики. Объединение небольших хозяйствующих субъектов делает их всех вместе заметным игроком на рынке. Впрочем, владельцы торговых сетей не согласны с тем, будто им не интересны фермерские продукты. Маркетинговые исследования показывают, что такой товар востребован.
- Люди средних лет хотят видеть волгоградскую продукцию, и она будет на наших полках обязательно. Мы целенаправленно посещаем сельскохозяйственные выставки, чтобы найти интересные нам продукты, - говорит заместитель начальника дирекции по закупке одной из компаний Анна Джимбеева. - Фермерам тяжело освоить логистику, подстроиться под сетевые стандарты качества. Но мы закупаем и небольшие объемы, бывают поставки даже от ста килограммов. Особенно большая потребность в яйцах и молочной продукции.
Выпускница Волгоградского колледжа ресторанного сервиса и торговли Алла Рубаненко стала кондитером года на всероссийской олимпиаде "Легенда". Девушка обошла более 230 кулинаров из 55 регионов страны.
Темой ее работы стали "Уральские сказы Бажова". Волгоградка создала четыре десерта в ресторанной подаче, два шоколадных торта и композицию из карамели. Рубаненко получила золотую медаль и сертификат на 100 тысяч рублей. Второго и третьего места регламентом не предусмотрено.
- Я благодарна своим преподавателям. Именно ссуз дал мне возможность стать профессионалом и состояться в любимом деле. На олимпиаде я познакомилась с кондитерами и шеф-поварами. Мы обменивались опытом, посещали мастер-классы от знаменитых поваров и кулинаров, - говорит Алла.
В 2018 году она также завоевала серебряную медаль на национальном чемпионате "Молодые профессионалы".