В России открылся первый иммерсивный ресторан
Иммерсивный театр, где зритель - полноправный участник спектакля, полностью погруженный в происходящее, уже стал для жителя современного мегаполиса привычным форматом. Не то с ресторанами: такого у нас еще не было.
Гастрономическая общественность ждала открытия иммерсивного ресторана Krasota два года. Он вырос из дружбы создателя ресторанной группы White Rabbit Family Бориса Зарькова, бренд-шефа Владимира Мухина и руководителя дирекции кинопостпродакшна "Первого канала" Антона Ненашева. Судя по всему, оба руководствовались ростом популярности тренда на превращение зрителя в участника процесса.
Зрителю в театре уже недостаточно смотреть на сцену - надо перемещаться в пространстве, прикасаться к героям, самому становиться героем спектакля. В ресторане к еде подключают звук, изображение, иллюзию, ароматы. На принципе мультисенсорности и высоких технологиях построены знаменитые Ultraviolet Поля Пайре в Шанхае и Sublimotion Пако Ронсеро на Ибице. В них еда становится частью исследования мира и превращается в чистую эмоцию. Именно к этому - облечь эмоции в форму еды - стремятся и в московском Krasota.
Собственно, сам ресторан с меню а ля карт еще не работает. Его зал, напоминающий переработанное в футуристическом духе Натальей Белоноговой театральное фойе, пока выполняет функцию вестибюля, где собираются гости перед началом гастроспектакля.
Сервируют и показывают спектакль в отдельном зале. Вход в него полускрыт впечатляющим розовым занавесом из бетона.
Внутри - огромный круглый стол на два десятка гостей. 32 видеопроектора соединены в одну сеть, они обеспечивают непрерывный поток изображения, занимающего стены и поверхность стола. Особая нейросеть отвечает за взаимодействие с предметами: когда руки или тарелка попадает в поле изображения, оно как бы уступает предмету место, разбегается в стороны. Чтобы этого добиться, команде Ненашева пришлось загружать до 24 тысяч фотографий одной тарелки в разных ракурсах, чтобы нейросеть научилась ее определять.
Первый спектакль гастротеатра - так сами создатели определяют свое детище - назвали Imaginary Russia. Ненашев широкими мазками рисует российские архетипы - от славянских рун и ночи Ивана Купалы до сталинских высоток и МКС. Россия в Krasota как "Война и мир" у Прокофьева - лоскутное одеяло, в котором гигантская история упакована в сжатый объем. Шеф-повар Ликарион Солнцев создал безупречный сет из девяти блюд, в котором есть место и знакам, и иронии, и открытиям.
В полумраке театрального зала еда кажется простой, но будьте уверены, что приготовлена она максимально сложно. Открывает сет закуска "Коренья и грибы": вымоченный в соленом грибном бульоне и поджаренный на сливочном масле сморчок фарширован кашей из корнеплодов.
Подчеркивает вкус крепкий отвар из отваренных и подпеченных на углях сельдерея, пастернака, картофеля, лука с добавлением гарума из шампиньонов и масла можжевельника.
Знаковые для русской кухни вкусы включает следующее далее трио амюзбушей: чипс из бородинской корочки с мисо-маслом и шапкой семечек подсолнечника, моченая в тыквенном соке с березовым сиропом и комбучей из березового сока тыква с черной икрой, и деконструированные кислые щи (это тарталетка с крабом, айоли из трав, свежим огурцом и желе из кислых щей (для него варят обычные щи, их замораживают, а из размороженного бульона делают само желе).
Запивают эту святую троицу русских вкусов миксом комбучи на березовом соке с фрешем абхазских пахучих лимонов.
Одна из самых красивых сцен спектакля посвящена русской belle epoque. На фоне кружащихся под вальс цветов плафона большого зала "Метрополя", Петровского путевого дворца и Большого театра подают миндальное бланманже с копченой белугой и черной икрой - роскошнее закуски не придумать.
Увы, дальнейшее нам известно: революция (эта сцена обходится без еды, ее заменяет пища духовная - стекающие кровью по стенам поэтические строки, знакомые и незнакомые), война, СССР, перестройка. Другие времена - другая пища. Жареные в сметане (ничего обычного: рыбный бульон, гарум с белым вином, сметаной и черешками щавеля) караси в печеной картошке,
сосиски из краба и зеленый горошек с манго-горчицей,
бургер с гребешком, маринованной хурмой, облепиховым кетчупнезом и брусничным соусом, фри из батата и кетчупом из печеных перцев.
Спектакль не теряет темпа и укладывается в рекордные полтора часа чистого времени. Все это время по залу неслышно перемещается десяток прошедших жесткий кастинг официантов (их так и называют - "красавчики") в дизайнерских нарядах: чем-то средним между рясой послушника и формой пилота звездного флота. Невидимые глазу, на кухне трудятся 11 поваров, за техническую часть шоу отвечает еще полдюжины специалистов. Оператор контента следит за тем, что происходит на видеостенах, менеджер зала руководит таймингом подач. Инфракрасные камеры позволяют следить за количеством напитков в бокалах гостей и понять, когда надо подлить воды или вина.
Большинство гостей остаются впечатлены уровнем спектакля, но от них не скрываются и шероховатости. Драматургия спектакля движется рывками - вполне узнаваемые для россиян темы могут оказаться ничем не объяснимыми для иностранцев, а логика их размещения иногда ускользает даже от самых внимательных. Визуальные сцены затянуты и на удивление однообразны: выбранный кадр просто длится на бесконечном повторе, ничем не сменяясь. Специфический свет не помогает рассмотреть ингредиенты еды, а официанты представляют блюда слишком кратко, чтобы их можно было оценить по достоинству.
Формат спектакля не подразумевает прямого контакта с шефом, но, возможно, в будущем в его ткань добавят визуальное представление блюд, чтобы можно было воздать должное работе Солнцева и его команды.
Как и любой другой театр, Krasota вскоре обрастет репертуаром. В ближайших планах - новый спектакль. Его запустят, предположительно, уже в марте. Разрабатывается и гастро-представление для детей. Imaginary Russia распродан до конца января, осталась всего пара мест по 18500 рублей за билет.