Речь идет о магистрали Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече. Ее протяженность составит более 180 километров. Железная дорога, как пояснили корреспонденту "РГ" в государственном предприятии "Кыргыз темир жолу" ("КТЖ" - "Киргизские железные дороги"), свяжет город Балыкчи с Нарынской областью и месторождением Кара-Кече, уголь которого используется населением и ТЭЦ столицы в осенне-зимний период.
Несколько дней назад завершился срок подачи заявок на участие в тендере на обновление технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по строительству железной дороги. Первый шаг на пути реализации важного инфраструктурного объекта сделан. Теперь комиссия должна определить победителя конкурса.
Сегодня уголь Кара-Кече сначала перевозится автотранспортом до станции Балыкчи в Иссык-Кульской области, затем по железной дороге до Бишкека и других населенных пунктов на севере республики. Такой вариант приводит к значительному удорожанию топлива и разрушению дорог. Кроме того, угольная пыль, разносимая постоянными ветрами в районе города Балыкчи, где производится загрузка контейнеров, наносит вред экосистеме озера Иссык-Куль.
Предварительное ТЭО проекта разработал в 2019 году российский Институт экономики и развития транспорта. Согласно документу, стоимость строительства на участке Балыкчи - Кочкор составила 5,3 миллиона долларов за один километр дороги. По данным "КТЖ", у компании есть финансовые возможности осуществить прокладку путей за свой счет.
- В течение последних пяти лет ежегодный средний размер чистой прибыли предприятия равнялся примерно 10 миллионам долларов. В период с 2010 по 2019 годы было перечислено в госбюджет 2,4 миллиарда сомов в качестве отчислений от чистой прибыли, - пояснили в "Кыргыз темир жолу".