По данным федерального Минпромторга, в 2020-м оборот малой продуктовой розницы сократился на 10-20 процентов по сравнению с 2019-м. А большинство крупных представителей продовольственного ретейла завершили прошлый год с хорошими результатами. Причины очевидны: весной ярмарки и рынки были закрыты. И даже когда местные власти начали снимать ограничения, многие горожане предпочли закупаться в сетевых магазинах у дома или, если есть такая возможность, в онлайн-супермаркетах.
Аграрии Новгородской области стараются идти в ногу со временем. К примеру, сельскохозяйственный кооператив "Новгородский фермер", объединяющий 15 фермеров, весной прошлого года освоил онлайн-торговлю. Фермерские овощи, картофель, мясо, молоко, рыбу, ягоды, мед можно заказать домой через специальный сайт или по телефону. Доставка пользуется популярностью у новгородцев, в том числе у пенсионеров. Но работает она либо в ноль, либо в небольшой плюс. Фермеры стали тратить больше бензина, добавились расходы на амортизацию грузового автомобиля, заработную плату водителя и двух менеджеров, принимающих заявки и администрирующих сайт.
- На онлайн-торговлю мы смотрим скорее как на инструмент развития бизнеса, приобретения новых клиентов, расширения оборота, чем на крупный канал сбыта, - рассказывает глава кооператива, председатель некоммерческого партнерства крестьянских фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и личных подсобных хозяйств Новгородской области Иван Пиреев. - Новгородские фермеры все еще зависят от торговых сетей, которые продолжают диктовать производителям невыгодные условия сотрудничества. Двадцать килограммов картофеля не соответствуют размеру, прописанному в договоре? Развернем всю партию в несколько тонн да еще и "впаяем" хозяйству разорительный штраф. На капусте черная точка - штраф, одна из сотен упаковок свеклы во время выгрузки порвалась - штраф. Не хочешь работать на таких условиях - не работай, вот стоит очередь из заграничных поставщиков. Я не говорю уже о наценке. У нас картошка стоит 23-24 рубля за килограмм, в сетях она продается за 45 рублей, хотя поставщик доставляет продукцию до магазина. Поэтому мы очень рады, что о развитии аграрной малоформатной торговли заговорили на уровне правительства РФ.?Главное, чтобы федеральные рекомендации обрели форму региональных нормативно-правовых актов. Нам не наладить систему сбыта без изменения правил организации торговли.
Распоряжение правительства РФ, направленное на расширение возможностей сбыта отечественной продукции, было опубликовано в конце января. Региональные власти должны принять необходимые нормативные акты в течение двух месяцев и направить сведения об этой работе в федеральный Минпромторг.
Новгородские фермеры, чтобы приблизиться к потребителям, надеются создать собственную сеть небольших торговых точек формата "у дома". Но пока существуют проблемы с получением земли. Ее выдают на конкурсной основе на один год. Риск лишиться всех вложений по истечении короткого срока аренды сдерживает реализацию проектов.
- Ставить самые дешевые палатки площадью три квадратных метра смысла нет, они не выдержат конкуренции с торговыми сетями, - продолжает Иван Пиреев. - Потребитель привык к формату самообслуживания, ему необходимо потрогать продукцию, рассмотреть ее в деталях. Кроме того, в магазинчике должно быть не только электричество, но и канализация, водопровод. В прошлом году минимальная стоимость строительства подобной торговой точки составляла один-полтора миллиона рублей. В этом году расходы будут еще более значительными, стройматериалы подорожали. Чтобы эти траты оправдались, минимальный срок аренды земли должен составлять пять лет, а еще лучше семь лет. На федеральном уровне заявили о продлении договоров на размещение объектов без торгов - замечательная инициатива. Кроме того, хотелось бы, чтобы новгородские власти увеличили максимальную площадь нестационарных торговых объектов, которая сейчас ограничена 24 квадратными метрами. Для магазинов фермерской продукции требуется площадь хотя бы в 40 "квадратов".
В Вологодской области к созданию торговых мест для некрупных местных производителей приступили до выхода в свет распоряжения правительства РФ. Вологодчина стала одним из немногих субъектов, узаконивших понятия "ремесленник" и "ремесленная деятельность". В продолжение этой работы здесь откроются специальные площадки, на которых мастера, официально получившие статус ремесленников, смогут продавать свои изделия.
- Я направил письмо мэру Вологды с просьбой рассмотреть возможность предоставления места под торговлю ремесленнической продукцией в центральной части города на Кремлевской площади и проспекте Победы, - комментирует ситуацию председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания региона Денис Долженко.
- В ближайшее время планируем организовать встречу городских представителей власти и ремесленников. Параллельно организуем встречи представителей фермерского сообщества с властями Вологды и Вологодского района. Необходимо определить площадки, на которых жители региона смогут продавать собственноручно выращенную аграрную продукцию. Это должны быть места не обязательно в центре города, но с хорошей проходимостью, транспортной доступностью, наличием парковки. Кроме того, важно заранее обговорить, а затем нормативно утвердить, кто получит право торговать на новых рынках. Пусть это будут либо официально зарегистрированные фермеры, либо граждане, имеющие в собственности огороды. Ни в коем случае нельзя допустить на специальные площадки перекупщиков, продавцов импортной продукции.
По словам известного вологодского ремесленника, главы семейного кооператива из деревни Марфино Андрея Зимина, мастера готовы организовать в Вологде и крупных районных центрах постоянно действующие вернисажи. Речь идет не только о торговых, но и об образовательных площадках, о проведении интерактивных мероприятий для туристов, мастер-классов для детей.
- Получим колоссальный воспитательный эффект, - подчеркивает Андрей Зимин. - А у самих умельцев наконец-то появится место, где они смогут регулярно встречаться с покупателями. Онлайн-торговлю мы также активно развиваем, у многих ремесленников есть группы в социальных сетях, в которых можно посмотреть фотографии работ, узнать цены. Интересующихся много, но почти все в итоге спрашивают: где же можно увидеть ваши изделия вживую, потрогать, примерить. Надеюсь, скоро мы сможем дать четкий ответ на этот вопрос - на вернисаже в центре города. Еще один потенциальный канал сбыта - сотрудничество с нашими промышленными гигантами в рамках действующего регионального проекта "Синергия роста 2.0".
(Комментарий подготовлен газетой "Курская правда")
Михаил Аксенов, председатель комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области:
- В Курской области действует комплекс мер по поддержке и развитию фермерской торговли. На сегодня во всех муниципальных образованиях работает 56 постояннодействующих ярмарочных площадок. Также для продвижения продуктов питания местных товаропроизводителей и фермерской продукции, ежегодно в городе Курске в осенний период проводятся ярмарки выходного дня и плодоовощные ярмарки. В крупных сетевых предприятиях торговли расположены отделы по реализации фермерских товаров по принципу "магазин в магазине", где все желающие могут приобрести мясную, рыбную, молочную, плодоовощную, хлебобулочную и другую продукцию. Также в Курске действует объединение фермеров и ответственных производителей Кооператив "Ферма групп", в интернет-магазине которого можно заказать натуральные продукты. Способствуют этому продвижению и органы местного самоуправления.
(Комментарий подготовлен газетой "Алтайская правда", Барнаул)
Александр Евстигнеев, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры:
- Развитие малоформатной торговли является одним из важных направлений в Концепции развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года. На территории региона расположено 3,4 тысячи нестационарных торговых объектов, в их числе павильоны, киоски, палатки, передвижные средства торговли. Особое значение в обеспечении сельских жителей товарами первой необходимости занимает мобильная торговля с использованием автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств, в том числе товаропроизводителями. На территории края насчитывается 351 такой объект. Другой формат - размещение торговых лотков по реализации собственной сельскохозпродукции, выращенной на приусадебных и дачных участках, которые предоставляются на бесплатной основе. Оборудованные лотки на 350 торговых мест размещены в местах высокого покупательского трафика в городских округах, а также в сельской местности при объектах дорожного сервиса на федеральных и региональных трассах.
В регионе на сегодняшний день функционируют 19 розничных рынков, в том числе 4 сельскохозяйственных, 1 продовольственный, на 2,3 тысяч торговых мест, из которых 1,7 тысяч мест предназначены для реализации продовольственных товаров. Более половины ярмарок осуществляют деятельность по установленному графику либо имеют единовременный характер работы (тематические, праздничные), остальные ярмарки - постоянно действующие. Всего за 2020 год муниципалитетами проведено 1640 ярмарочных мероприятий. На постоянной основе ярмарки выходного дня проводятся в городских округах края.