По его словам, сейчас перевозка грузов по Северному морскому обходится на 30 процентов дороже, чем по Суэцкому каналу. При этом по протяженности Севморпуть короче.
"Мы обязаны сделать так, чтобы перевозка грузов по Северному морскому пути была не дороже, а лучше дешевле, чем по Суэцкому каналу. Если для этого понадобится какая-то отдельная государственная программа, значит, она должна быть", - заявил журналистам Трутнев, добавив, что Минвостокравития, Минтранс и Ростатом должны провести экономический анализ и представить свои предложения.
"Запуская огромный проект, мы не сможем сразу генерировать прибыль, какое-то количество времени нам придется вкладывать, это общая ситуация по любому инвестиционному проекту. Поэтому на начальном периоде надо просто этот проект раскрутить", - добавил вице-премьер.
Трутнев отметил, что на совещании обсуждались вопросы административных препятствий, которые существуют на Севморпути. Они связаны с районами плавания и количеством персонала на судах.
"Здесь никаких резких решений принимать нельзя, потому что надо изучать все эти предложения прежде всего с точки зрения безопасности мореплавания, но такой анализ тоже будет проведен", - сказал он.
Трутнев также заявил о необходимости составить расписание для ледоколов по Севморпути, чтобы перевозчики могли планировать отправки и собираться в караваны.
В качестве примера нестыковок Трутнев привел ситуацию, когда один из грузоотправителей опоздал в заявленное время на проводку и остался без ледокольного сопровождения. Проблему удалось решить только после вмешательства главы "Росатома" Алексея Лихачева. "Он решил эту проблему буквально за пару часов. Но такого быть не должно", - подчеркнул Трутнев.
В свою очередь, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что задача правительства - создать регулярный контейнерный маршрут на Северном морском пути. По его словам, это позволит изменить отношение участников рынка - "сделать СМП стандартным мейнстримовым маршрутом".
"В связи с развитием российского ледокольного флота, в связи с удлинением периода навигации, а также с мерами, которые принимает правительство, уже на горизонте просматриваемся возможность организации конкурентоспособной перевозки контейнерных грузов, каботажных перевозок по Севморпути", - сказал он.
Министр отметил, что инцидент в Суэцком канале, движение которого было парализовано на несколько дней из-за ЧП с контейнеровозом Ever Given, показал актуальность Севморпути как глобального транспортного коридора.
Россия строит серию ледоколов повышенной мощности, что позволит не просто использовать маршрут, а перейти на более высокие широты, приблизившись к Северному полюсу и серьезно сократив путь, ранее говорил "РГ" заведующий московским отделением Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов.
"Если добавим еще хотя бы пару процентов, то можем получать от транзита товаров около 70 млрд долларов в год. А это уже вполне сопоставимо с доходом от военного экспорта", - заключает эксперт.
Сейчас все российские транспортные коридоры обеспечивают всего 3-4% мирового транзита. При этом через Суэцкий канал проходит около 13% мирового объема грузов.
Северный морской путь проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское и Берингово моря). СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5600 километров от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.