"Доктор Лиза" Оксаны Карас откроет третий день фестиваля "Дубль Дв@"

Третий день фестиваля - два фильма, получившие Призы зрительских симпатий: первый - на "Кинотавре" в Сочи, второй - на фестивале Visioni Corte в Италии. Посмотрим, что предпочитает фестивальная публика, а посмотрев, подумаем, чем покорили ее эти фильмы.
Кинопоиск

"Доктор Лиза". Реж. Оксана Карас. В ролях: Чулпан Хаматова, Андрей Бурковский, Константин Хабенский, Татьяна Догилева, Тимофей Трибунцев. 120 мин. 16+

Это не "байопик", идущий по вехам судьбы. Взят лишь один день жизни Елизаветы Глинки, но он вместил в себя все невзгоды, сопутствующие человеку, которой сделал целью своей жизни добро. Он его делает бескорыстно, беря на себя бездну хлопот - велениями души, которые не каждому внятны.

Жизнь Глинки была непрерывной борьбой с подозрительностью, с грудой наспех принятых законов, которые лишают врача его главного права - помогать страждущим даже на краю смерти. "Есть случаи, когда невозможно спасти ребенка, не нарушив закон" - фраза, брошенная героем Константина Хабенского, ключевая: из-за этой истины пылает сыр бор и в фильме и в жизни. Это картина о том, чего у нас стоит добру добро.

Выбранный рутинный день изумляет волей, энергией и выдержкой героини. Как всегда, она разрывается между тревожным телефоном, умирающим от рака ребенком, паникующими родителями, голодными бомжами, для которых она - последняя опора, каким-то Геной, свихнувшимся на почве борьбы с мировым злом, и еще массой дел, от которых зависят человеческие жизни. Параллельная фабульная линия связана с майором полиции Колесовым, которому поручено арестовать слишком активного доктора. Некие высокие круги недовольны правозащитницей и хотят использовать вынужденное нарушение нелепого закона, чтобы ее упрятать. Оттаивание Колесова от глубокой служебной заморозки становится важным сюжетом - едва ли не более напряженным, чем перипетии рядового дня героини. История доктора Лизы становится повестью о заразительности добра. О том, как сама встреча с ним пробуждает в человеке полузабытое чувство - совесть.

Авторы фильма создали "повесть о настоящем человеке", отталкиваясь от реальной судьбы, но не претендуя на буквалистское чтение биографии. Имея в виду высоты духа, о которых героиня и не думала - просто осуществляла их на практике. Если бы в природе не существовало такой Елизаветы Глинки, фильм казался бы сказкой о новом Айболите, погруженной в антураж современной Москвы и адресованной взрослым. Или новым житием святой, умеющей исцелять наложением рук. Но Глинка была с нами, ее "Справедливая помощь", успешно работала, получала знаки официального признания. И этот реальный опыт делает сказку былью, множит сторонников и последователей, он сам по себе целебен для общества.

Расскажи мне про завтра. Реж. Игорь Зуйков. В ролях Владимир Виноградов, Кирилл Якушенко, Вероника Фаворская. 15 мин.

Преследующие героя воспоминания были предметом фильма Петра Дранги "Муза", которым открылся конкурс короткого метра. Еще более болезненные образы детства определяют все существование главного персонажа дебютной картины Игоря Зуйкова "Расскажи мне про завтра". Фильм странный, предельно зашифрованный, временами граничащий с сюрреализмом. Здесь смешались образы космической катастрофы с катастрофой семейной, загадки навсегда раненной детской психики с реалистическими сценами слетевшей с рельсов, такой когда-то налаженной жизни.

В фильме бесполезно искать прямых фабульных объяснений. Официальный синопсис картины мало что в ней прояснит: молодой человек по имени Роберт ребенком потерял в аварии родителей, и этот день не может выветриться из его памяти, а окружающий его мир кажется ему враждебным. Видения межпланетных монстров, уютная скрипка, вонзающийся в Землю метеор, светский раут и равнодушный психотерапевт смешиваются в ряд видений, не поддающихся логической разгадке. Хаос случайных образов? Будем решать все вместе.

Автор фильма - молодой фотохудожник Игорь Зуйков. Своему кинодебюту он дал то же название, под каким проходили его выставки: "Расскажи мне о себе". Это стопроцентно авторское кино: Зуйков здесь сценарист, режиссер и автор музыки. Фильм успешно участвовал в международных кинофестивалях в Италии и США. Теперь он откроет еще одно направление творческих поисков молодых кинематографистов публике, собравшейся у экранов "Дубль дв@".

Зрители о фильмах

"Большая восьмерка"

Спасибо за позитивный фильм. Большое счастье видеть, что в нашем мире есть добро и добрые люди.

Ольга Юрова

Добрая картина из разряда "Позвоните родителям". В таких фильмах люди чуточку добрее, чем в жизни - поэтому есть ощущение сказочности. Но смотреть приятно.

Число спасенных героем собак оказывается важным. Во-первых, Иван шутит, что у них теперь собственная "Большая восьмерка": вот к миске тянется Дональд Трамп, вот виляет хвостом Борис Джонсон. Во-вторых, помимо бездомных собак есть одинокие люди. И их на занятии у соседки Ивана, работающей психологом, оказывается столько же. Соседку сыграла Екатерина Шпица - прекрасная актриса, наделенная таким взглядом, что возникает ощущение, будто она знает больше, чем говорит. Поэтому ей всегда удаются роли умных женщин. Редкое в нашем нынешнем кино умение.

Не думаю, что кто-то бросится в приют после просмотра фильма. Но гуманистический заряд картины я приветствую. Лира (как и камера) нужна для того, чтобы чувства добрые пробуждать.

Наташа