Илья Геннадьевич, как вы учили Тоню писать?
Илья Мирин: Союз художников предоставил нам большую подборку работ приморских художников, которую они считают вершиной их творчества. На их основе мы проводили машинное обучение нейронной сети, которая изначально была натренирована на распознавание светофоров, знаков дорожного движения. На этот слой мы наложили еще несколько и дообучили работать с видеоматериалами, камерами. На финальном этапе обучения давали ей образцы работ, и на них она строила картины с учетом композиции, стиля конкретного художника. При этом можно менять настройки, например, "заставить" машину в большей степени копировать, и это будет выглядеть как подражание автору, или только применять отдельные элементы стиля художника. Чтобы подготовить выставку, нам потребовалось больше полугода работы, сотни экспериментальных и сотни финальных экземпляров, из которых в итоге мы выбрали лучшие. Такой объем работы сделать руками невозможно. Так что это уникальный инструмент, подобного которому у художников раньше не было.
Ранее вы представляли киберпоэта "Маяковского". Почему такой интерес к слиянию "цифры" и искусства?
Илья Мирин: Мне вообще кажется использование машин в области цифрового искусства очень перспективным направлением. Мы экспериментировали. Так, цифровой музыкант, который обучался основе существующих мелодий, сочиненных людьми. Есть ИИ, который занимается разработкой архитектурных решений. Любое произведение искусства - это огромный труд, за которым стоит большое число экспериментов. ИИ может помочь провести их в разумный срок. Но настоящих поэтов, художников и музыкантов искусственный интеллект заменить не сможет, это всего лишь новый инструмент в их руках.
А кого может вытеснить ИИ?
Илья Мирин: Отчасти под угрозой медиасфера - виртуальные журналисты научились генерировать новости не хуже человека.