Нужно ли раздельное обучение мальчиков и девочек в школах

Школа №106 Санкт-Петербурга - самая обычная, без претензий на элитность. Вот только популярность у нее в последние годы зашкаливает: заявлений на прием в первые классы здесь бывает в десять раз больше, чем мест. Причина? В этой школе мальчики и девочки занимаются раздельно: в одном здании, но в разных классах. Вместо привычных "А" и "Б" - тут классы "Д" (только девочки) и "М" (только мальчики). В некоторых параллелях есть еще класс "С" (смешанный). Никакого специального отбора: учитывается только желание родителей.
Аркадий Колыбалов

- Речь идет все-таки не о раздельном обучении. Это образование и воспитание с учетом гендерных особенностей, - подчеркивает директор школы Юрий Стариков. - Скажем, один и тот же урок алгебры для девочек и мальчиков строится по-разному. В школу охотно идут молодые педагоги. Особенностям преподавания с учетом пола в вузах практически не обучают, но здесь очень интересно работать.

То, что мальчики и девочки развиваются по-разному, не новость. И не только в физическом плане: есть отличия в психических процессах, по-разному функционирует мозг, разное восприятие и процесс анализа информации, скорость усвоения материала и т.д. Скажем, ученицы быстро включаются в занятия. А ученики, наоборот, долго раскачиваются, а когда достигают пика работоспособности, девочки к этому моменту уже начинают уставать. То есть нагрузку для классов "М" и "Д" нужно распределять неодинаково.

Такое разделение есть с 1-го по 9-е классы. Но при этом у ребят есть и общие уроки: хореография, эстетическое воспитание, кружки и секции. А вот в старших профильных классах - гуманитарных, технических, естественно-научных - обучение уже полностью смешанное.

Как пояснил Юрий Стариков, сама идея "М" и "Д" принадлежит не чиновникам, а учителям и родителям. Разработчик проекта - нейропсихолог Валентина Еремеева, возглавлявшая кафедру педагогики детства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Первой в 1992 году в эксперимент включилась одна из школ Железногорска (Красноярский край), а петербургская школа № 106 начала его в 1993 году. Сначала педагоги ввели раздельное обучение в начальных классах, а затем, убедившись в эффективности, расширили систему по 9-й включительно.

- Подобный опыт важен именно в первые школьные годы, когда закладываются основы знаний. Так, в смешанном классе изначально мальчики оказываются в менее выгодных условиях, - говорит учитель начальных классов Елена Слобожанина. - А при раздельном обучении у них заметно повышается успеваемость. В итоге число медалистов в классах "М" не меньше, чем в "Д".

В школу № 106 уже приезжают педагоги из других регионов и городов: Каменск-Уральского, Обнинска, Ярославля - перенимать опыт.

Как вам это

Наиля Даудова, психолог, мама четвероклассницы, Астрахань:

- В моей практике были случаи, когда родители по религиозным соображениям забирали девочку-подростка из школы, переводили на семейное обучение. В "женском" классе она могла бы спокойно учиться. Но есть и минусы раздельного обучения. Школа - это ведь такой пробник мира, где дети разного пола, национальностей и достатка учатся общаться, учатся толерантности. Так что, на мой взгляд, у родителей всегда должен быть выбор: отдать ребенка в школу с раздельным обучением или смешанным.

Один и тот же урок алгебры для девочек и мальчиков строится по-разному

Алла Кононова, директор школы №2 г. Строитель Белгородской области:

- В нашей школе первые ученики гендерных классов уже заканчивают девятый класс. В таких классах легче всем - и ученикам, и учителю. Особенности обучения мальчиков и девочек каждый педагог учитывает и в смешанном классе, но в гендерном это делать, конечно, проще. При этом дети вместе на переменах, вместе занимаются музыкой, хореографией, участвуют во внеурочных занятиях. Так что их социализация никак не страдает.

Вера Иов, 74 года, Кемеровская область:

- Я родилась в 1947 году, и, когда пошла в первый класс, у нас уже было совместное обучение. А вот старшая сестра застала этот педагогический эксперимент и рассказывала, что никакой разницы в учебе она не заметила. Программа была одинаковая. Лично я поддерживаю идею о раздельном обучении, так как в силу физиологии девочки быстрее взрослеют и потому, как правило, лучше учатся в начальных классах. В результате в коллективе возникает дисбаланс, который может не только повлиять на успеваемость, но и привести к конфликтам.

Подготовили Наталья Коротченко, Анна Скрипка, Николай Грищенко, "РГ" - Астрахань - Белгород - Ростов-на-Дону

Компетентно

Ирина Абанкина, главный научный сотрудник, заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ:

- Я вижу немало рисков раздельного обучения. В первую очередь риски академической дискриминации именно девочек, риски сужения коридора их возможностей. Социологические исследования показывают: отцы гордятся успехами сыновей в школе, охотно их обсуждают, делают упор на то, что именно мальчик должен получить качественное образование. А аналогичные успехи дочерей привлекают гораздо меньше внимания главы семьи.

Действительно, в последнее время спрос на раздельное обучение девочек и мальчиков в России повысился. Не радикально, нет. Но в разных регионах, особенно на Юге России, в Краснодарском крае, в Крыму и Белгородской области появляются такие инициативы. Причем чаще всего они исходят от родителей. Огромным спросом пользуются кадетские классы, которые создаются, в первую очередь, для мальчиков. Для девочек в них - серьезный конкурс.

Никто не отрицает очевидные вещи: девочки и мальчики развиваются по-разному. Первые - в целом успешнее в функциональном понимании текстов, они более усидчивы и получают более высокие оценки (в начальной школе и средних классах). Это подтверждают международные исследования. С другой стороны, мальчики могут быть сильнее в точных науках, в аналитике. И догоняют девочек в старших классах.

Но социализация, умение общаться, дружить, понимать противоположный пол гораздо важнее всех этих нюансов, обусловленных психологией и физиологией. Кроме того, мальчики и девочки в обучении тянутся друг за другом: иногда - соревнуются, иногда - помогают друг другу. Это тоже дает очень положительный эффект. Поэтому мое мнение: отказ от смешанных классов для всех школ в массовой практике стал бы большой ошибкой. Хотя точечные эксперименты инициативных школ имеют право на существование.

Подготовила Ксения Колесникова