Как изменились привычки москвичей за год пандемии

Ковидный год заставил москвичей пересмотреть свои расходы. Многие поняли, что наибольшую опасность для кошелька представляют траты на вредные привычки. Избавиться от них жители столицы решили не ради экономии. Они хотят с большей пользой тратить деньги, раньше уходившие на сигареты и алкоголь. Например, на образование. Такими данными с "РГ" поделился международный центр Romir, который провел исследование совместно с компанией BCG.
Евгения Новоженина / РИА Новости

Аналитики опросили около 1500 москвичей из разных социально-демографических групп и проанализировали данные об их нынешних и планируемых расходах более чем по 40 товарным категориям. Москвичи высказались, что сейчас готовы оставлять в магазинах большую сумму, чем в начале пандемии. Спрос растет на продукты питания, а также мебель, гаджеты и электронику. Возвращается интерес покупателей и к автомобилям, а это уже говорит о постепенном оживлении экономики после удара коронакризиса. А вот к алкоголю и табаку отношение заметно изменилось. "Это может быть связано с пониманием необходимости более внимательного отношения к своему здоровью", - предполагает управляющий директор и партнер BCG, руководитель экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в России и СНГ Иван Котов.

Кроме того, москвичи сейчас менее склонны рассматривать возможность покупки нового жилья, но, как заявил 21 процент опрошенных, намерены в ближайшее время заняться ремонтом. "Два последних года москвичи активно покупали жилье, ажиотажный спрос привел к росту стоимости квадратного метра на 28,4% (55 тысяч рублей), - комментирует результаты опроса доцент кафедры статистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. - Как правило, вне зависимости от цели приобретения - "для себя", перепродажи или сдачи в аренду - все приобретенное требует ремонта. Отсюда и повышенный спрос на товары и услуги, связанные с обновлением жилья".

Жители столицы стали внимательнее относиться к своему здоровью

Исследование также показало, что москвичи готовы экономить на развлечениях и отдыхе. Вместо кинотеатров и ресторанов жители столицы планируют увеличить расходы на стриминговые платформы для онлайн-трансляций (14%) и доставку еды (21%), говорится в исследовании. А расходы на путешествия, концерты и спа-салоны планируют сократить на четверть.

Пока вирус не побежден, почти половина опрошенных стараются избегать общественных мест: 19% намерены и дальше реже появляться в гипермаркетах, 39% - в ТЦ, а 44% пока продолжат избегать монобрендовых магазинов.