Как развивается фэшн-индустрия на юге России

Рынок фэшн-индустрии в России в прошлом году сократился на четверть, до 1,71 триллиона рублей. На этом фоне известия об открытии новых предприятий вселяют надежду на постепенное восстановление отрасли, считают эксперты. Что предпринял бизнес, чтобы восстановить производство, и каковы результаты этих усилий?

Под индустрией моды обычно понимают небольшую часть ретейла и нескольких дизайнеров, имена которых на слуху. А массмаркет, швейное производство, платформы для электронной коммерции рассматриваются отдельно. Но в действительности это единая бизнес-система, элементом которой является фэшн-индустрия, и ее успех или провал, как индикатор, свидетельствует о положении всей отрасли в целом. Исследование Fashion Consulting Group показало, что рынок отечественной моды, потерявший свои позиции из-за пандемии, претерпевает сложности не первый год. В 2019-м он сократился на три процента. Причин масса: падение покупательского спроса, возросшая цена на ткани и фурнитуру, быстрое устаревание коллекций и так далее. В 2020-м к этому прибавились еще и трудности, обусловленные самоизоляцией. Но в нынешнем году ситуация изменилась. По данным Росстата, только за два первых месяца предприятия выпустили текстильных изделий на 14,6 процента больше, чем за аналогичный период в прошлом году. В частности, одежды было произведено на пять процентов больше.

На юге бизнес быстро отреагировал на изменение ситуации. Ростовское швейное предприятие, решившееся открыть новую фабрику, рассчитывает сократить количество заказов, которые приходится выполнять на стороне, и повысить качество своей продукции. Производство вязаных изделий собираются увеличить в два раза. В настоящее время собственные цеха компании расположены неудобно, в подвалах и прочих неприспособленных помещениях. Инвестиции в новую фабрику, включая затраты на оборудование, составили около 400 миллионов рублей. Окупить вложения планируют через семь лет.

Другое крупное донское предприятие, закрывшее цеха после объявления режима самоизоляции, уже начало наращивать производство. Продажи увеличивают за счет сотрудничества с маркетплейсом. Однако полного перехода в онлайн не намечается. Собственное исследование рынка показало, что покупатели одежды даже молодежных брендов к этому еще не готовы.

- Действительно, предприятия швейной промышленности и в целом легпрома начали активно искать способы заработать в создавшихся условиях, - говорит директор отдела маркетинга ростовской швейной фабрики Наталья Нестеренко. - Кто-то отказывается от пошива на стороне и повышает качество продукции, кто-то ставит целью 50 процентов продаж осуществлять с помощью интернета. Мы сделали вывод, что стоимость коллекций слишком высока, во всяком случае она не соответствует покупательскому спросу. Выход нашли, поменяв поставщиков тканей. От итальянских пришлось отказаться. Раньше наш специальный представитель ездил в эту страну и закупал на стоковых складах нужный текстиль небольшими партиями, сейчас это невозможно. Увеличили поставки из Белоруссии, с ними сотрудничаем давно. Привлекают гарантии честной сделки и отсутствие нареканий к качеству. Наладили связь с Китаем, большую часть необходимой нам ткани и фурнитуру везем оттуда. Один из наших постоянных оптовых заказчиков, очень придирчивый к стилю и качеству, как-то сказал по этому поводу: "Яркое победило великое". Что ж, будет возможность, вернемся и к итальянским тканям, но пока не получается. Зато если до пандемии наши швейные мощности были задействованы процентов на 60, а в прошлом году и вовсе на 20, то сейчас они загружены почти полностью.

Кроме того, на предприятии изменили ассортимент продукции. Вместо платьев на выход стали шить пижамы, домашнюю и спортивную одежду.

Надо отметить, что крупные компании пережили остановку производства и падение покупательского спроса легче, чем небольшие. Даже те представители малого бизнеса, кто успел вовремя сориентироваться и начал выпускать средства индивидуальной защиты (СИЗ): маски, перчатки, комбинезоны, сейчас испытывают сложности с заказами.

- Столичные предприятия и импортеры сообразили еще быстрее, и сейчас именно они в основном снабжают медицинские учреждения СИЗами, - посетовал руководитель отдела сбыта одной из ростовских швейных компаний Руслан Хазиков. - В результате продукция малого бизнеса оказалась почти невостребованной. Мы приобрели китайские станки, чтобы шить одноразовые маски, и поначалу изготавливали их в две смены, а сейчас не можем загрузить оборудование на полную мощность. Зато неожиданно получили заказы на пошив одежды от отечественного фэшн-ретейла, что позволило компенсировать убытки и заплатить кредиты. Дело в том, что итальянские коллекции сейчас никто не привозит, и все модели, имеющие спрос, пытаются шить на своих фабриках. Новые коллекции, как правило, не шьют, доделывают то, что осталось. Я общался с коллегами из разных стран, там то же самое. На мой взгляд, пандемия изменила логистику. Сейчас пошив будет размещаться максимально близко к месту продаж.

Некоторые предприятия, заключавшие договоры на работу с мигрантами, столкнулись с кадровой проблемой. У многих сотрудников закончились патенты, и они не успели оформить новые, другие уехали в отпуск и не смогли вернуться. Сейчас трудовые мигранты из ближнего зарубежья уже возвращаются, но пока этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. А кто-то просто остался дома, на их место приходится нанимать новый персонал и спешно его обучать.

Кризис негативно повлиял на динамику потребления, разрушил производственные связи, но вместе с тем он дал возможность увеличить долю внутреннего продукта. Сейчас успешные предприятия пытаются закрепиться на зарубежных рынках, однако для легкой промышленности первоочередной является другая задача.

По словам президента российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрея Забродина, экспортные проекты в отрасли есть, но они штучные. Вкладывать следует в импортозамещение, а не в экспорт. Тем более что ситуация этому благоприятствует: из-за пандемии импортных товаров стало значительно меньше, а те, что все-таки попадают на наш рынок, стоят дорого.

Недавно правительство ввело квоты на закупки госкомпаниями 251 вида отечественных товаров в 2021 - 2023 году - не меньше 50 - 90 процентов от всех закупок. Это постановление пойдет на пользу легпрому, квоты дадут гарантированный сбыт: госкомпании приобретают очень много продукции легкой и текстильной промышленности, как готовые изделия, так и сырье. Поэтому попытаться заместить импортную продукцию отечественной сейчас самое время. Когда доля отечественных товаров на российском рынке достигнет хотя бы 40 процентов, можно будет подумать и о выходе за рубеж.

Но пока приходится констатировать, что иностранные конкуренты действуют быстрее. Федеральная таможенная служба сообщает, что в апреле импорт трикотажной одежды вырос в 2,7 раза, обуви - в два раза.

Кстати

В Ростовской области, по сведениям Ростовстата, более 400 хозяйствующих субъектов указывают основным видом деятельности производство товаров легкой промышленности. Изготавливают мужскую, женскую и детскую одежду, изделия из махровых и синтетических тканей, спецодежду, трикотажные и чулочно-носочные изделия и обувь. Более 93 процентов отгрузки продукции легкой промышленности приходится на производство одежды и текстильных изделий. По информации Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, в стране в этой отрасли работает примерно 20 тысяч предприятий всех типов, в основном малого бизнеса и ИП. На предприятиях трудятся около 350 тысяч человек. Зарплата невысокая, в среднем 23-25 тысяч рублей.