Михаил Цыферов был не просто садовником, а ландшафтным архитектором - он проектировал и разбивал парки, озеленял города.
В годы индустриализации Цыферов-старший работал в Свердловске. Возможно, именно благодаря Цыферову архитекторы-конструктивисты сохранили в задымленном заводами городе зеленые зоны, где и сегодня находят спасение старики и мамы с колясками.
В 1930 году в семье родился мальчик. Его назвали Генрихом - быть может, в честь кого-то из предков по линии отца (он был наполовину немцем).
Получая после войны паспорт, подросток сменил имя на Геннадия.
Удивительно, что вскоре жизнь примирила Гену со своим прежним именем: его самым близким и верным другом стал юноша по имени ...Генрих. Это был поэт Генрих Сапгир.
Геннадий и Генрих входили в литературу очень трудно. Раздражали начальство новизной образов, свежестью формы, необычностью мыслей. В редакциях и издательствах сказки Геннадия и стихи Генриха наотрез отказывались печатать. В Cоюз писателей не принимали. В них видели то авангардистов, то смутьянов.
Выручала друзей студия "Союзмультфильм". Сегодня фильмы, поставленные по сценариям Геннадия Цыферова и Генриха Сапгира, - в золотом фонде отечественной анимации.
"Лягушонок ищет папу", "Мой зеленый крокодил", "Как стать большим", "Легенда о Григе", "Солнечное зернышко", "Ослик Плюш", "Удивительный китенок" и, конечно, гениальный "Паровозик из Ромашкова".
Почти двадцать анимационных фильмов было поставлено по сценариям Цыферова и Сапгира. Их было бы еще больше, но Геннадий Михайлович Цыферов умер очень рано, в сорок два года.
Со дня ухода писателя прошло почти полвека, а его сказки любимы детьми и сегодня. Каждый год выходят новые переиздания и моментально расхватываются.
Правда, о самом сказочнике и взрослые, и дети почти ничего не знают. Вот сейчас у меня под рукой три словаря детских писателей, но ни в одном нет ни слова о Цыферове. Его удивительная личность давно ждет своего биографа.
В семейном архиве, который бережно хранит дочь писателя Людмила, есть до сих пор неопубликованные произведения Геннадия Михайловича. Людмила Геннадьевна разрешила мне познакомиться с несколькими рукописями отца, и мне приоткрылся мир большого русского писателя.
Не могу не поделиться своим открытием с читателями "Календаря поэзии". Сегодня - первая публикация из наследия Геннадия Цыферова. Это поэтические миниатюры, маленькие сказки, равно адресованные и детям, и взрослым.
Паровозик из Ромашкова может опоздать на станцию. Но к нашему сердцу он всегда прибывает вовремя.
Проснулся медвежонок весной, взглянул на небо, а оно высоко, а оно далеко. Тогда сказал он маме:
- Смотри, а небо тоже выросло за это время, вон какое большое!
Привязал Ёжик розовый бант к иголкам. Спросили его:
"А зачем?"
"Ну разве вы не знаете? - улыбнулся Ёжик. - Сегодня колючий шиповник расцвел. Я вот тоже распустился".
Был дождь. А потом вышло солнце, подул ветер, все дерево затрепетало, заблистало. А маленький медвежонок взглянул на него и сказал: "Смотрите, смотрите! А дерево-то, дерево тоже улыбается".
Каждый день в моем саду звучит барабанная дробь. Ты скажешь: это дятел. Но я и сам знаю это. А однажды вдалеке закричал паровоз. И деревья в саду расстроились. Ну вот, сказали они, какой глупый паровоз, ничего не понимает в музыке. Вот взял и испортил мелодию. А мы так к ней привыкли и так ее любим.
Что говорит ветер: уу...
Что говорит дождь: диинь...
Что говорят звери: ммм ... ррр...
Что говорят люди...?
Впрочем, иногда и люди говорят то же.
Когда мне грустно - я молчу: мм.
Когда мне больно - я плачу: ааа.
Ну а когда мне весело, я кричу: ууу, здорово!
Мишка спросил умного слона: "Почему в сумерки так печально?"
Потому что, ответил слон, они похожи на мостик между днем и вечером. А долго стоять на мосту это значит, что тебя нет, ты нигде. А это всегда грустно и печально.
Маленький ослик никогда не видел бабочек. А когда заметил первую, то грустно сказал:
"Ну вот, чьи-то уши улетели. А зачем? Наверное, слушать шелест весенних трав".
Сыро бывает ранним утром после дождя. На всем лежат серебряные капельки воды. Проснулся лягушонок, посмотрел на кусты сирени и сказал: "Откуда здесь появились голубые фонтаны? Я их здесь раньше не видел".
Раньше бегемот думал: он очень-очень большой.
А однажды пришел на луг гулять и тут увидел каплю росы, а в той капле дальнюю зеленую рощу, дальнее небо и самого себя даже.
Тогда заплакал глупый бегемот и сказал:
"Ну разве я большой? Нет, я просто воздушный и кап-кап-капельный".
Публикация Людмилы Цыферовой
Я сказочника голова
И может быть чего-то стою
Хоть золотистою пыльцою
Цветов и бабочек полна
Любили же в конце концов
Чужие жены чьи-то дети
Мое бугристое лицо
Купринско-чеховского дяди
Ах, все во мне перемешалось
Россия... бабы... боль и жалость
И бабочки... И облака...
Из стихотворения Генриха Сапгира "Голова сказочника. Памяти Геннадия Цыферова".
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru